БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
 
муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска 
«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»
 
 

 

 

БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

 

муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска

«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»

 

 

  

  

Регистрация
Литрес: один клик до книг
Как с нами связаться Как нас найти Как мы работаем

 

 

   

 

  

 

 

 

  Муниципальный портал мэрии г. Новосибирска  Мы ВКонтакте Мы на YouTube

СМИ О СИСТЕМЕ

ШКОЛА И ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА – ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
(Интерактивное образование. 2019. 28 мая)

Не являясь образовательными учреждениями, библиотеки выступают в качестве партнеров учебных заведений, реализуя разнообразные проекты с целью поддержки образовательного процесса. Роль библиотек в процессах образования определяется тем, насколько и какими именно путями они могут содействовать реализации программ основного (базового) и дополнительного образования, обеспечивать приобретение знаний вне рамок образовательных учреждений.

 

Право на осуществление образовательной деятельности библиотек закреплено Федеральным законом «О библиотечном деле». Однако в настоящее время привычная деятельность библиотек переходит в иное правовое поле. Одним из направлений реализации Концепции развития дополнительного образования детей является развитие неформального и информального образования, которое предполагает «расширение возможностей использования потенциала организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров) в дополнительном образовании детей».

У публичных библиотек и школ единые задачи – воспитание активной, интеллектуально развитой, творческой личности, способной адаптироваться в любой социально-экономической обстановке. Библиотеки сегодня динамично меняют форму, создавая различные варианты пространств, привлекательных для посещения. Сегодняшнее их взаимодействие со школами можно разделить на три раздела: справочно-информационное, методическое и досуговое.

Но все вышеперечисленное хорошо и гладко на уровне бумажно-документальном, в теории, так сказать. Как же взаимодействие школы и библиотеки происходит на самом деле?

Публичные библиотеки за последние годы почувствовали резкий отток читателей. Но читатель-ребенок остается наиболее постоянным посетителем не только детской, но и взрослой библиотеки (там есть отделы, обслуживающие детей). Дети приходят сюда после окончания уроков, чтобы пообщаться, сделать домашнее задание, посидеть в компьютерном зале. И, главное, побродить по абонементу, выбирая себе на стеллажах книги (те, которые для души, а не «по программе»). Получается, что детская библиотека учит сознательному выбору – благо, что ребенок в поиске, как правило, не ограничен временем. Это не десятиминутная перемена в школе. Абонемент представляет собой мир в миниатюре (есть книги и про горы, и про реки, и про солнечное затмение, и про морских свинок, и про то, как надо вести себя за столом...).

Детская библиотека может облегчить жизнь классному руководителю, взяв на себя подготовку и проведение мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию; библиотечных часов, приуроченных к календарным датам. Опыт организации подобных встреч на базе библиотеки показывает, что школьники легче воспринимают материал, охотнее включаются в обсуждение проблемы, имеют возможность познакомиться с художественной и специальной литературой по теме. Главное же, что смена обстановки (вместо привычной классной комнаты – библиотечные залы) освежает восприятие, побуждает принять участие в дискуссии.

Публичные библиотеки, взаимодействуя со школами, могут помочь им, совместно обеспечивая учащимся условия, способствующие повышению их интеллектуального и духовного уровня, используя различные формы культурно-массовой работы: лекции, обзоры, тематические вечера и творческие встречи, проведение экскурсий и т.д. Тем более что у сотрудников библиотеки имеется масса приемов активизации уставшей после уроков школьной аудитории: это и викторины, и загадки, и литературные игры, и анкетирование, и чтение вслух и с остановками, и выступления приглашенного писателя (поэта), и диалог с аудиторией.

Огромное значение придается сейчас реализации государственной программы «Доступная среда» для инвалидов. В нашей библиотеке налажено тесное сотрудничество со школой-интернатом незрячих и слабовидящих детей. При участии сотрудников областной специальной библиотеки, студентов-волонтеров педуниверситета, читателей-выпускников школы-интерната проводятся мероприятия, на которых можно опробовать в работе различные приборы и тифлотехнические средства, посмотреть книги и альбомы в доступных форматах.

В каждой библиотеке есть своя методическая копилка сценариев мероприятий, мультимедийных презентаций, разработок библиотечных уроков, входящих в систему школьных уроков по литературе, обзоры литературы по определенной тематике и т.д. Словом, мы готовы делиться всем, что можем, что имеем.

Вот только школьная администрация и учителя не всегда видят в нас помощников и единомышленников. Иногда в наши силы просто не верят («да что они могут…»), иногда прикрываются загруженностью и напряженностью школьной жизни. Пока совместная деятельность зачастую выглядит так: сотрудники библиотеки обзванивают школы, предлагая свою помощь в проведении того или иного мероприятия: «Вот у нас готово интерактивное занятие «Салют, Пионерия!» – не хотели бы вы прийти на него?» А ведь если бы в планы работы школ и детских библиотек входило проведение совместных мероприятий, это помогло бы снять хотя бы часть колоссальной нагрузки со школы.

А теперь все-таки о дружбе и взаимодействии школ и детских библиотек. Что надо дружить, помогать и взаимодействовать, нам говорят, а как дружить – объясняют значительно реже. Для чего была написана эта статья? Мне лишь хотелось напомнить школьным администраторам, учителям и школьным библиотекарям о тех возможностях, которыми они могут совершенно бесплатно воспользоваться с помощью детской библиотеки, чтобы они не забывали о том месте, где их ждет настоящий кладезь возможностей!

 

Автор: Шадрина В. В.

Источник

 

 

     
 

Последнее обновление:

04/04/2022 10:30 NSK

 

 

 

МКУК ЦБС Ленинского района города Новосибирска, 2013-2023

??????.???????