БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
 
муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска 
«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»
 
 

 

 

БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

 

муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска

«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»

 

 

  

  

Регистрация
Литрес: один клик до книг
Как с нами связаться Как нас найти Как мы работаем

 

 

   

 

  

Библиотеки Ленинского района работают в прежнем режиме.

Перед посещением библиотек ознакомьтесь с временными правилами посещения.


Все массовые мероприятия отменены.

Следите за новостями на нашем сайте и в социальных сетях.

 

 

  Муниципальный портал мэрии г. Новосибирска  Мы ВКонтакте Мы в Instagram  Мы на YouTube

БИБЛИОТЕКА ИМ. П. П. БАЖОВА

«И ВДРУГ ПРИХОДИТ ВОЛШЕБСТВО, И ОЖИВАЮТ КУКЛЫ… »

21 МАРТА – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КУКОЛЬНИКА

В 2002 году сотрудник иранского театра кукол Джихада Золфагарихо предложил сделать официальный праздник для кукольников всего мира. Его инициативу поддержали и, начиная с 2003 года, праздник стали отмечать во многих странах мира, в том числе и в России.

 

В этот день проводят конференции и семинары, курсы и занятия по развитию актерского мастерства. В театрах проходят особые кукольные представления, творческие встречи, концерты. В эфире средств массовой информации транслируют передачи, которые рассказывают о театральном искусстве и истоках зарождениякукольного мастерства.

 

История кукольного театра: newdedmoroz.com

ТАНЕЦ БУРАТИНО

 

История кукольного театра началась в далекие от нас времена. У истоков его появления стояли религиозные мотивы. Древние люди верили в различных богов, дьяволов и священных животных. Для вознесения молитвы этим богам изготавливались их изображения - куклы из камня, глины, кости, дерева разных размеров. Вокруг них устраивали пляски, с ними совершались обряды.

Есть сведения, что куклы бога Осириса были важной частью религиозных церемоний древних египтян. Носить куклыбога обычно доверяли женщинам-жрицам.А индейцы Северной Америки для своих представлений изготавливали марионеток, которые изображали духов умерших предков. В груди такой куклы делали маленькую дверцу, заглянув в которую, можно было увидеть душу предка.

В восточных странах тоже существовали поверья, что души умерших людей можно увидеть, но уже не в куклах, а в образах их теней. Так появился театр теней.

ТЕАТР ТЕНЕЙ

 

Существует мнение, что его рождение относится к эпохе китайского императора Хань Уди. Как гласит легенда, когда у императора умерла жена, он так опечалился, что на время оставил даже управление государством. Тогда-то, подсмотрев, как тенями играют дети на улице, его сановник изобрел театр теней. Самое первое представление изображалоприходжены императора. Увидев, как будто ожившую тень любимой, император был немного утешен.

Историю теневого театра читайте на zen.yandex.ru

 

Спектакли теневого театра в древности, как правило, проходили ночью при свете масляной лампы, прямо на улице. В одном спектакле могли участвовать до 1000 фигур, не считая декораций. Подвижных кукол делали из шкур, высотой 30 сантиметров. Позже театр теней появился в Индии, Турции и других странах мира.

В древнем Риме проводились целые фестивали с участием огромных кукол, которые смешили или пугали людей. Коллекции подобных кукол были почти в каждом доме и представляли собой особый элемент декора помещений.

Чуть позже в Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. В дне ящика делали прорези, чтобы вставлять палочки с куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр, элементы которого живут и сейчас в украинском вертепе, польской шопке.

В период Средневековья во многих странах подобные представления устраивались на праздничных ярмарках и многолюдных площадях. Это были бродячие кукольники, жизнь которых была тяжелой и мало чем отличалась от жизни обычных нищих. После представления актер-кукольник снимал свою шапку и протягивал ее зрителям, чтобы желающие бросали в нее медные копейки.

На Руси, в те времена, на ярмарках и в городских дворах тоже выступали народные кукольники. Под громкие звуки шарманки они показывал из-за маленькой ширмы небольшую историю про главного героя-плута и забияку Петрушку, который веселил народ. Первое появление театра Петрушки на Руси было зафиксировано еще в 17 веке, но основную популярность он получил лишь к 19 столетию.

История театра Петрушки: www.syl.ru

 

Куклы, похожие на русского Петрушку, были и в других странах. Они носили разные имена, например, в Англии куклу звали Панч, а во Франции – Полишинель, в Италии – Пульчинелла, в Турции забияку звали Карагёз, а в Чехословакии – Кашпарек. Все эти герои высмеивали начальство и господ, их лень, жадность и надменность, и были горячо любимы публикой.

Прошли тысячелетия, а кукольные представления продолжают радовать людей, особенно маленьких, уча их добру и справедливости. На сегодняшний день в России насчитывается более 50 кукольных театров, каждый из которых по - своему интересен и горячо любим в своем городе. История одного из таких театров заслуживает особого внимания.

 

Московский Академический Центральный Театр кукол имени Сергея Образцова

ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ ТЕАТРА ОБРАЗЦОВА

 

Театр, который начинался не с вешалки, с куклы, театр, один из спектаклей которого занесен в книгу рекордов Гиннесса, был создан в далеком 1931 году.

В это сложно поверить, но сначала в театре работало всего 12 человек! С первых же дней руководство театром взял на себя Сергей Владимирович Образцов, известный артист эстрады, который в то время работал в жанре «романсов с куклами». Именно он впервые показал на сцене образец взаимодействия актера и куклы: в одной из эстрадных миниатюр Образцов играл отца куклы Тяпы, надетой на его руку. Это был настоящий прорыв в области театров кукол.

Историю театра читайте по ссылке: www.culture.ru

 

Образцов не боялся экспериментов, и на него была возложена задача создания театра-лаборатории. Сначала это был передвижной уличный театр, который отличался от многих тем, что старался быть доступным максимальному количеству зрителей. Актеры под руку с куклами разъезжали по дворам, школам, домам культуры и паркам. Именно тогда была предпринята попытка возродить ярмарочный балаган, как традиционную форму театра кукол. В 1932 году состоялась первая премьера будущего Академического Центрального Театра кукол – спектакль «Джим и Доллар».

Театр постоянно находился в поиске собственного стиля, перемежая агитационные спектакли и народные сказки. Одним из главных открытий театра считался спектакль «По щучьему веленью», который был представлен на сцене в 1936 году и до сих пор пользуется любовью зрителей. Его особенностью была уникальная ширма круглой формы, которая дополняла карнавальную атмосферу спектакля.

В 1937 году театр стал настолько популярным, что правительство решило отвести ему помещение в самом центре Москвы на площади Маяковского. В 1940 году был поставлен первый спектакль для взрослых «Волшебная лампа Алладина», ставший одним из самых красивых кукольных спектаклей с восточным колоритом, золотыми дворцами и волшебством чудесных превращений.

Еще одним прорывом театра стало создание жанра сатирического спектакля. Знаменитый шедевр – сатирическое обозрение «Необыкновенный концерт» – в 1946 году был занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самое известное в мире русское кукольное представление XX века.

Спектакль «Необыкновенный концерт».

 

Кроме того, Сергей Образцов стал первым иностранцем, удостоенным необычной, но очень почетной награды – Ордена Улыбки. Редкое звание Кавалера Ордена Улыбки как-то особенно соответствовало и характеру, и творчеству Сергея Образцова, создававшего такое нежное и такое веселое искусство, как театр кукол.

Многочисленные гастроли учеников С. В. Образцова послужили толчком к открытию театров кукол в Польше, Болгарии, Венгрии и Чехии.

В 1970 году театр переехал в новое здание на Садовом кольце. Главным его украшением стали сказочные часы на фасаде театра кукол, которые вот уже 40 лет завораживают не только детей, но и взрослых.

Еще одна достопримечательность театра кукол – музей, в коллекции которого более 4 тысяч экспонатов. Здесь собраны куклы со всего мира: Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии.

Кроме того, Академический Центральный театр кукол имени Образцова имеет единственную в стране специализированную библиотеку с самым полным собранием литературы о куклах.

 

В фондах библиотеки им. П. П. Бажова тоже есть литература, посвященная такому древнейшему и такому увлекательному виду искусства, как кукольный театр.

Предлагаем почитать:

 

Смирнова Н. И. И… оживают куклы : книга о кукольных театрах / Н. И. Смирнова. – Москва : Детская литература, 1982. – 176, [1] с., 11 л. фото.

 

Берстенёва, Е. В. Кукольный сундучок : традиционная народная кукла своими руками / Е. Берстенёва, Н. Догаева. – Москва : Белый город, 2013. – 112 с.

 

Образцов, С. В. Моя Кунсткамера : рассказы / С. В. Образцов. – Москва : Детская литература, 1990. – 80 с.

 

Образцов, С. В. По ступенькам памяти / С. В. Образцов. – Москва : Советский писатель, 1987. – 368 с.

 

Образцов, С. В. Эстафета искусств / С. В. Образцов. – Москва : Искусство, 1988. – 239 с.

 

 

     
 

Последнее обновление:

19/04/2021 17:20 NSK

 

 

 

МКУК ЦБС Ленинского района города Новосибирска, 2013-2021

??????.???????