БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
 
муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска 
«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»
 
 

 

 

БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

 

муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска

«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»

 

 

  

  

Регистрация
Литрес: один клик до книг
Как с нами связаться Как нас найти Как мы работаем

 

 

   

 

  

 

 

 

  Муниципальный портал мэрии г. Новосибирска  Мы ВКонтакте Мы на YouTube

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ НОВОСИБИРСКОЙ НАУКИ

ЧАСТЬ 3


| часть 1 | часть 2 | часть 3 | часть 4 | часть 5 | часть 6 | часть 7 |


Часть 3. Разработки ученых и оперативное внедрение на предприятиях города достижений науки и техники.

 

В первые пять месяцев войны произошло беспрецедентное в мировой практике событие: на восток страны было перебазировано из западных районов 1 523 предприятия, преимущественно оборонной и кооперированной с ней промышленности. Временная утрата западных и южных промышленных предприятий определила курс на превращение востока страны в главную военно-промышленную базу.

 

 

Эвакуация предприятия. 1941 г.

 

Восстановить сотни предприятий, наладить технологию производства, обеспечить их материалами и сырьем было невозможно без квалифицированных специалистов-ученых.

В 1941–1945 гг. Сибирь и Урал превратились в гигантский военно-промышленный комплекс, в мощнейшую базу для производства оружия, техники, снаряжения и продовольствия. Самым крупным центром оборонки в регионе стал Новосибирск.

В условиях военного времени перед промышленными предприятиями стояла задача увеличения объемов выпуска продукции для нужд фронта. Рабочие, инженерно-технические работники, ученые стремились усовершенствовать технологические процессы, оборудование, материалы и инструменты.

Чтобы начать выпуск продукции, необходимо было наладить кооперацию заводов и использование местного сырья. Для решения этих задач Новосибирский областной совет по мобилизации ресурсов сформировал отраслевые бригады, в которые вошли более 80 профессоров, доцентов, инженеров, экономистов и техников.

Бригады работали над решением конкретных проблем. В частности, по их рекомендациям на предприятиях области была ликвидирована диспропорция между литьем и формовкой, что увеличило производство чугунного и стального литья на десятки тысяч тонн в год. Местной промышленностью и артелями промкооперации был освоен выпуск новой продукции, ранее завозившейся в область из других регионов: казеиновый клей, проволока-катанка, масляные лаки, смолы, жидкое стекло и многое другое. Геологами были разведаны новые промышленные месторождения бокситов, найдены большие запасы сырья для выпуска огнеупоров. Бригады изучали возможности использования недостаточно загруженного оборудования, улучшения работы железнодорожного и водного транспорта.

 

 

Группа ученых на производстве. 1942 г.

 

Бригады конструкторов и производственников ОКБ в годы войны не раз выезжали на фронт для отработки и проверки техники в боевых условиях. Так, в своих воспоминаниях нарком авиапромышленности А. И. Шахурин зафиксировал: «Особенно крупная неприятность на нас обрушилась весной 1943 г., почти за месяц до одной из крупнейших битв Великой Отечественной войны – битвы на Курской дуге. Верховный главнокомандующий И. В. Сталин пригласил нас с наркомом химической промышленности М. Г. Первухиным и дал познакомиться с докладами с фронтов, в которых сообщалось, что на самолетах-истребителях началось массовое коробление фанерной обшивки крыльев, а на некоторых самолетах даже срыв обшивки во время полетов». Больше чем на десяти заводах, в том числе на Новосибирском авиационном, были организованы ремонтные бригады, возглавляемые инженерами-технологами. Снабженные всеми необходимыми материалами, на самолетах они были доставлены в авиационные части, на фронт и в течение 10 дней доложили в ГКО, что все самолеты приведены в полный порядок. В большей или меньшей мере в этом ремонте нуждались несколько сот самолетов.

 

Новосибирск – центр самолётостроения

 

Сотрудники ЦАГИ разрабатывали новую технологию изготовления деревянных лопастей винтов, позволившую значительно упростить весь технологический процесс изготовления винтов. Здесь же была создана новая аппаратура для изучения вибраций и напряжений авиационных конструкций.

Авиаконструктор А. С. Яковлев рассказывает, что «почти все материалы, из которых строился самолет, вырабатывались в Сибири: фюзеляж – из стальных труб, производимых на местных металлургических заводах, крылья – деревянные – из сибирской сосны… Даже производство авиаколес было налажено в Сибири».

 

 

В цеху завода № 153

 

19 августа 1941 г. Государственный комитет обороны принял постановление «О создании второй научно-исследовательской базы по авиации на востоке СССР». Правительство планировало создать в Новосибирске крупный не только производственный, но и научно-исследовательский центр авиационной военной техники. Так в Новосибирске появился филиал № 2 Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) им. Н.Е. Жуковского.

В октябре-ноябре 1941 г. из Москвы выехали около 500 сотрудников института вместе с оборудованием и технической документацией. Все прибывшие разместились в здании авиационного техникума. Подразделение ЦАГИ – летно-исследовательский институт разместился на территории завода им. В. П. Чкалова. На заводе был создан филиал опытно-конструкторского бюро под руководством А. С. Яковлева (завод № 115), насчитывавшего 45 конструкторов и техников и 152 рабочих.

Академик С.А. Чаплыгин, директор ЦАГИ, работая в Новосибирске, опубликовал книгу, посвященную новым теоретическим вопросам профилей для скоростных самолетов, имеющую большое значение для повышения скорости боевых машин.

 

 

Сотрудники ЦАГИ. В центре – С.А. Чаплыгин

 

 

Специалисты ЦАГИ тесно сотрудничали с авиазаводом им. В.П. Чкалова. Под руководством главного инженера завода А.Н. Тер-Макаряна была создана новая прогрессивная технология производства истребителей Як.

В области металлургии и металлообработки научными работниками Московского авиационного технологического института (МАТИ), эвакуированного в Новосибирск, под руководством К.И. Макарова проведена работа по увеличению производительности продольно-строгальных станков. Разработанная ими конструкция резцовой головки позволила повысить производительность станков на 150–175 %. Проведены исследования высокопрочных алюминиевых сплавов и технологии их изготовления в производственных условиях. Предложены новые составы высокопрочных алюминиевых сплавов для авиационных моторов и самолетов. В МАТИ под руководством профессора Д. Ю. Панова – заместителя председателя Новосибирского комитета ученых была разработана инструкция по ремонту лопастей воздушных винтов в полевых условиях, утвержденная главным управлением ВВС Красной армии и применяемая на фронте.

В первой половине 1944 г. с фронта стали поступать сообщения, что при ударах в башню танков снарядов новейших немецких машин выходили из строя прицелы. После командировки в воинские части сотрудников эвакуированного в Новосибирск Ленинградского института точной механики и оптики конструкторы Новосибирского приборостроительного завода разработали новый прицел для тяжелых танков. В отзыве Главного военно-танкового управления Красной армии от 20 декабря 1944 г. отмечается, что прицелы соответствуют техническим требованиям и превосходят по силе оптической системы немецкие танковые прицелы.

 

 

Вид через танковый прицел

 

Большую работу по оказанию помощи железнодорожному транспорту проделали научные работники сибирских и московских транспортных вузов. Были разработаны скоростные методы промывочного ремонта паровозов с применением специального автомата, новый способ загрузки угля в паровозы. Эти предложения обеспечивали своевременный ремонт и бесперебойную работу дороги.

Под руководством профессора А.Б. Сапожникова был создан дефектоскоп для обнаружения трещин, не выходящих на поверхность. Дефектоскоп был введен для контроля стальных труб и прутков на заводах, изготовлявших минометы, и на транспорте. Одну из моделей дефектоскопа Наркомат путей сообщения признал лучшей в Союзе, и она немедленно была передана для массового изготовления.

Велика роль ученых в развитии лунинского движения, которое зародилось на транспорте накануне Великой Отечественной войны. Суть его состояла в экономии средств с помощью ремонта паровоза силами паровозных бригад, а не специальных ремонтных рабочих. Движение за совмещение профессий получило большой размах на транспорте, а в годы войны охватило все сферы производства.

Помимо координации работ по оборонной тематике члены комитета ученых привлекались в качестве экспертов, консультантов к деятельности структур управления, для оказания научно-технической помощи производству.

Созданная профессором Н.П. Куриным установка получения карбида кальция, ранее завозившегося из Закавказья и необходимого для сварочного производства, решила проблему не только для сибирской промышленности, но нашла применение на многих заводах других районов страны.

 

 

В Новосибирске, как и по всей стране, ширилось движение изобретателей и рационализаторов. Комитет ученых оказывал всемерную поддержку этому творческому движению. В Новосибирске действовали отделения ВНИТО металлургов, отделения которого находились на нескольких заводах Новосибирска; ВНИТОкожобувьмех и др.

В феврале 1942 г. в Новосибирске было организовано отделение Всесоюзного научного инженерно-технического общества машиностроения (ВНИТОмаш) во главе с профессором В.П. Ветчинкиным. Новосибирское отделение ВНИТОмаш курировало работу заводских ячеек общества, тесно сотрудничало с изобретателями и рационализаторами на предприятиях, изучало и обобщало методы работы лучших стахановцев.

31 августа 1944 г. на базе управления Комитета по делам мер и измерительных приборов в г. Новосибирске создан Новосибирский государственный институт мер и измерительных приборов (НГИМИП).

В его состав вошли метрологические лаборатории Новосибирска и эвакуированные в Томск лаборатории Харьковского, Ленинградского и Московского институтов метрологии. Целью создания НГИМИП являлось обеспечение единства измерений для нужд сформировавшегося в годы войны на востоке страны оборонно-промышленного комплекса. Первым директором был назначен В. М. Аударин, его сменил П. Н. Агалецкий. В 1944 г. эвакуированные сотрудники стали возвращаться в Ленинград.

 

С конца 1941 г. в Новосибирске сконцентрировались лучшие научные кадры, хорошо знавшие состояние мировой науки и техники и активно участвовавшие в научной жизни Новосибирской области. Параллельно с этим в области формировалась сеть местных НИИ оборонного профиля.

 


| часть 1 | часть 2 | часть 3 | часть 4 | часть 5 | часть 6 | часть 7 |


 

     
 

Последнее обновление:

04/04/2022 10:30 NSK

 

 

 

МКУК ЦБС Ленинского района города Новосибирска, 2013-2023

??????.???????