| день 1 | день 2 | день 3 | день 4 | день 5 | день 6 | день 7 | день 8 | день 9 |
ОДИН ИЗ САМЫХ ДОРОГИХ ГОРОДОВ МИРА
Об эвакуации промышленных предприятий написано немало. Гораздо меньше известно о значении Новосибирска в приеме и сохранении национального культурного достояния.
•
На хранение в Новосибирск привезли тысячи музейных экспонатов. Город приютил фонды 20-ти государственных музеев, в том числе Третьяковской галереи, ленинградских Военно-артиллерийского и Этнографического музеев, музеев дворцов городов Пушкина и Павловска, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музеев Новгорода, Калинина, Севастополя, Киева, Харькова, Смоленска.
Как правило, многие музеи еще до войны знали, куда их будут эвакуировать. Специальная комиссия в 1938 г. определила перечень музейных артефактов, которые в случае угрозы необходимо эвакуировать в первую очередь. По выборке комиссии предлагалось спасать всего 10% фондов. Ведь правительство уверяло, что стране ничто не угрожает...
НОВОСИБИРСКИЕ ХРАНИЛИЩА
• Из-за неподготовленности к эвакуации, Новосибирск вынужден был хранить часть привезенных экспонатов в воинской части под Новосибирском и на территории железнодорожной станции «Инская».
•
Самым крупным музейным хранилищем оказалось не введенное на тот момент в эксплуатацию здание Новосибирского театра оперы и балета, где было достаточно места. Несколько тысяч бесценных шедевров, разместившиеся в здании театра, представляли необыкновенную национальную культурную и историческую ценность, поэтому Новосибирск можно было считать одним из самых дорогих городов мира. Пять этажей театра находились под усиленной круглосуточной охраной.
Обозначение Ф.Г.Т.Г. –
филиал Государственной Третьяковской галереи
МУЗЕИ МОСКВЫ
• Первыми в Новосибирск эвакуировались из Москвы Третьяковская галерея, Музей стран Востока и Музей изящных искусств.
• В июле 1941 г. экспозиции и фонды Музея стран Востока были свернуты и упакованы в ящики, а самые ценные экспонаты были отправлены в эвакуацию в гг. Новосибирск и Соликамск (дары японского императора Мэйдзи императору Николаю II, китайский фарфор времен династии Цин, индийская миниатюра, собрание ковров, древние изделия из натурального шелка ручной работы и т. д.).
В четверг 7 мая в 19.00
на официальной странице музея в Youtube
состоится онлайн-лекция «Жизнь музея в годы Великой Отечественной войны»
• В начале июля 1941 г. начался 1 этап эвакуации Музея изящных искусств им. А. С. Пушкина: за 10 дней первая партия была подготовлена и отправлена в Новосибирск. Сопровождал коллекцию М. А. Александровский. 11 ноября 1942 г. было эвакуировано еще двадцать ящиков музейных памятников – картин, графики и ценных книг, вошедших в список так называемой третьей очереди.
• В октябре 1944 г. Комитет по делам искусств издал приказ о реэвакуации художественных памятников. Специальные уполномоченные музея – Н. Ф. Лапин и Л. П. Харко приняли все коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина от лиц, хранивших их в Новосибирске и Соликамске. Погруженные в специальные эшелоны и под особой охраной частей НКВД, они были отправлены в Москву.
• Из Третьяковки вывезли самые большие полотна классиков.
• Мало кто знает, но во время эвакуации картины из Третьяковки чуть было не потеряли свою ценность. Спасать полотна надо было быстро, потому галерейщикам пришел приказ: не вытаскивать картины из рам, а вырезать их и скатывать в рулоны. Калечить классику у работников галереи рука не поднялась, на свой страх и риск искусствоведы закрыли на директиву глаза, трудились ночь напролет, вытаскивая шедевры из багетов.
• Специальный поезд отбыл 15 июля 1941 г., а через несколько часов прямо на Казанский вокзал, откуда отбыл ценный груз, упала бомба... 12 августа бомбы обрушились уже на саму Третьяковку.
• Самое большое полотно, которое отправилось в Новосибирск, – «Явление Христа народу» А. Иванова. Картина-гигант была свернута на вал, но все равно не могла вместиться ни в один вагон. Шедевр накрыли брезентом и положили на две открытые платформы поезда. Реставраторы тихо молились, чтобы во время пути не было дождя. Чудо произошло: все ценности доехали в Новосибирск не тронутыми ни погодой, ни человеком.
• Ящики для картин Боровиковского, Брюллова, Поленова, Репина и других прославленных мастеров собирали на совесть, масштабные полотна накатывались на специальные валы. В первую очередь из галереи вывезли более 12 тыс. наиболее ценных произведений, включая живопись, графику и скульптуру.
• В Новосибирске тайны из того, что в городе находятся лучшие образцы российского и зарубежного искусства, делать не стали. Театр стал официальным филиалом Третьяковской галереи, которая устраивала выставки для горожан – искусства XVIII–XIX веков, передвижников, числом около 20 за три года.
ЛЕНИНГРАДСКИЕ МУЗЕИ
• Если московские крупнейшие музеи заранее знали, что в случае войны будут спасать национальное достояние в центре Сибири, то для их ленинградских коллег место эвакуации до последнего момента не было известно.
• Изначально музейные коллекции должны были выехать в Сарапул (Удмуртия) и в Нижний Новгород. Но к тому времени враг подошел слишком близко к этим местам, и железнодорожным эшелонам с бесценным грузом пришлось разворачиваться, получив примерно такой приказ: «Езжайте на Восток, за Урал, а там посмотрим».
• В июле 1941 г. вместе с фондами Артиллерийского музея были отправлены 34 ящика с автографами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого и других великих русских писателей, принадлежавшими Институту русской истории (Пушкинскому дому).
• Из пригородных дворцов-музеев были эвакуированы: 342 ящика (12 932 предмета) из Петергофа; 575 ящиков (19 751 предмет) из Пушкина; 197 ящиков (7 762 предмета) из Павловска.
• Из Петергофа вывезли мемориальные предметы Петра I, из Царского Села – коллекцию утвари из Янтарной комнаты. Эвакуация артефактов, по сути, спасла будущее Петергофа, чья экспозиция до войны насчитывала 30 тысяч предметов.
• Особая тема – предметы Янтарной комнаты, гордость Екатерининского дворца в Царском Селе. Основой коллекции, созданной в середине XVIII в., стали предметы, переданные в дар русским императорам от королевских домов Европы. Поэтому самым первым эшелоном из осажденного Пушкина вывозили бесценные янтарные сокровища: шкатулки, настольные приборы, ларцы, предметы для игры в шахматы, настольные украшения. Янтарные панно, как известно, остались на стенах, и впоследствии были вывезены фашистами из оккупированного города. После окончания войны «новосибирская коллекция» была возвращена во дворец и отреставрирована. Сегодня эти предметы хранятся в особой кладовой Екатерининского дворца, экспонируются крайне редко.
Зал Екатерининского дворца в 1944 г.
• По данным дирекции ГМЗ «Петергоф», до вступления немецких войск из музея было эвакуировано свыше 14 тыс. музейных предметов. Все они, кроме скульптур, хранились в Новосибирске и Сарапуле (Мордовия).
Согласно официальном отчётам, удалось вывезти 12 932 музейных предмета – но это лишь 22% от первоначальной коллекции! Другими словами, 78% экспозиции оказалось утеряно или разрушено.
• С Артиллерийским музеем получилась не очень красивая история. Он подчинялся Министерству обороны, а командование СибВО, видимо, не получило инструкций, что делать с прибывшими пушками многовековой давности. Экспонаты привезли в Томск, но там смогли предложить только помещения двух разрушенных церквей. Это не удовлетворило музейных работников, и культурный эшелон двинулся дальше по Транссибу. Музей разместили в сараях воинской части под Новосибирском, затем – в оперном театре, а часть бронзовых орудий XVII в. хранилась на территории железнодорожной станции «Инская».
• В Новосибирск везли экспонаты из музеев с юга СССР, в том числе доставили обгоревшую после налета немецких бомбардировщиков панораму Ф. Рубо «Оборона Севастополя», посвященную Крымской войне 1853–1856 гг.
Картина была почти уничтожена. Моряки-черноморцы разрезали ее на куски, погрузили на корабль до Новороссийска. Этот корабль постоянно обстреливали. Когда куски полотна привезли в Новосибирск и показали реставраторам Третьяковской галереи, те были в ужасе. Галерейщики написали письмо в Новосибирский обком ВКП(б): им срочно нужен осетровый клей. А среди жителей Новосибирска кинули клич: необходимо очень много меда, чтобы спасти шедевр. Мед смешивали с рыбьим клеем и пропитывали этим составом обожженную, просоленную в морской воде картину. В итоге получилось восстановить 86 фрагментов, в 1954 г. они стали основой копии, которую сейчас можно увидеть в Музее обороны Севастополя.
• В Новосибирске хранилась государственная коллекция скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, которую в Москве собирал с 1919 года В. Л. Кубацкий.
УСЛОВИЯ ХРАНЕНИЯ
• Отсутствие достаточного количества упаковочного материала было большой проблемой. Выручали богатые царские гардеробы – шелковые платья, манто, шарфы и другие предметы туалета служили прекрасным упаковочным материалом для стекла и фарфора, под диван Растрелли прятали имперские камзолы, бьющуюся царскую посуду заворачивали в платья императриц.
• Разгрузка вагонов в Новосибирске проходила в неимоверно тяжелых условиях: ночью, в мороз более 40 градусов. Несмотря на темноту, несколько бригад военных разгружали вагоны на землю, очистив лопатами площадку перед ними. Ящики, уложенные в длинный штабель, немедленно укрывали брезентом, коврами, большими декорациями, всем, что могли найти в новосибирских театрах. Выгруженные ящики охраняли часовые. К утру пустые вагоны уже шли под погрузку в сторону фронта. Перемещения, подобного эвакуации музейных фондов из Ленинграда в Новосибирск в 1941–1945 гг. история не знала: ни по объему культурных ценностей, ни по расстоянию в километрах.
• Музейные предметы требуют особых условий хранения. В галереях и музеях специально поддерживают определенную температуру и влажность, экспонатам противопоказан сухой воздух, который стоял в залах новостройки – ведь проектировщики оперного театра не предполагали, что он станет домом для полотен Брюллова, Крамского, Сурикова, Репина, Куинджи, Врубеля.
Самые уникальные экспонаты хранились в цинковых ящиках, остальные – в деревянных. Их периодически открывали, проветривали, чтобы поддерживать необходимую влажность, ставили ведра с водой, развешивали мокрые простыни.
• Нужна была и определенная температура – зимой для поддержания необходимой температуры Минобороны распорядилось ежедневно выделять вагон угля для отопления Оперного театра. В самую холодную зиму 1941 г. первый секретарь обкома партии М. Кулагин подписал бумагу о выделении оперному театру ежедневно 25 тонн угля.
РАБОТА В НОВОСИБИРСКЕ
• Жители города могли только гадать, какие сокровища хранятся в помещении недостроенного театра. Городские власти неоднократно обращались к музеям с просьбой подготовить выставку из закрытых музейных фондов, но музейные работники не вправе были нарушить распоряжение вышестоящих инстанций о запрете на показ особо ценных предметов и коллекций. Так, в 1943 г. готовилась большая выставка по декоративно-прикладному искусству, однако она не состоялась, так как Комитет по делам искусств в последний момент запретил использовать материалы основных фондов за пределами хранилища.
• Тем не менее, сотрудники, эвакуированные вместе с музейными фондами в Новосибирск, занимались не только повседневной хранительской работой, но также вели научную работу, читали лекции в госпиталях и в воинских частях и активно участвовали в организации выставок. Так, летом 1942 г. в залах оперного театра открылась выставка «Русское реалистическое искусство», на которой были представлены живописные полотна из собрания ленинградских пригородных музеев. В течение трех месяцев ее посетило более 100 тыс. человек.
• Штаб СибВО подготовил выставку «Героическое прошлое русского народа», на которой посетители смогли увидеть уникальные военные атрибуты из коллекций Артиллерийского музея, картины из Петергофа и Павловска. Выставки имели огромный успех у жителей Новосибирска, эвакуированные ленинградцы узнавали предметы из дворцовых собраний и искренне радовались, что они бережно сохраняются.
• Солдаты формирующихся в Новосибирске войсковых соединений после осмотра выставок клялись отмстить за разрушенные ленинградские дворцовые архитектурные ансамбли.
РЕЭВАКУАЦИЯ
Музеи стали покидать город в 1944 г.
Новосибирск выполнил свою задачу – все, что было доставлено на сибирскую землю, в абсолютной сохранности вернулось на родину. Предметы, вывезенные в эвакуацию, и есть сегодня то, что осталось от довоенных фондов музеев. Это всего лишь 35% от прежних коллекций; значительная часть оставленных на месте предметов была украдена фашистами, погибла при артобстрелах, под ударами бомб, в огне пожаров.
ГАНО. Ф.П – 4. Оп. 33. Д. 793. ЛЛ. 28-об. – 29
Представленные материалы основаны на документах Государственного архива Новосибирской области и Новосибирского городского архива, статей газеты «Советская Сибирь» военного времени, воспоминаниях очевидцев, исследованиях сибирских ученых и краеведов.
| 1 мая | 2 мая | 3 мая | 4 мая | 5 мая | 6 мая | 7 мая | 8 мая | 9 мая |