БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
 
муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска 
«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»
 
 

 

 

БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

 

муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска

«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»

 

 

  

  

Регистрация
Литрес: один клик до книг
Как с нами связаться Как нас найти Как мы работаем

 

 

   

 

  

 

 

 

  Муниципальный портал мэрии г. Новосибирска  Мы ВКонтакте Мы на YouTube

СМИ О СИСТЕМЕ

РЮКЗАЧОК «ПОЧИТАЙКА» – ПРОЕКТ,  СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ
СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ ИМ. Н. А. НЕКРАСОВА

(Новосибирский информационно-образовательный сайт. 2019. 04 июля)

Мне посчастливилось появиться на свет в далеком олимпиадном 80-ом году. Из детских радостей и забав был черно-белый телевизор, на котором каждый вечер в положенное время шла программа «Спокойной ночи, малыши», а раз в неделю «В гостях у сказки» с тетей Валей. Такое положение вещей замотивировало меня на раннюю безусловную любовь к книге и чтению.

 

Сегодня дети рождаются с «мобильными телефонами в руках», для современной мамы – телефон, как соска, которую ребенку можно дать, если он капризничает или просто мешает. И легкость получения информации в виде ярких, быстро меняющихся картинок, отнюдь не способствует развитию детского воображения и желанию получить информацию с помощью собственного труда – чтения.

Большей частью современных детей – чтение воспринимается, как скучное, сложное занятие. Также большим минусом стало то, что выросло целое поколение не читающих родителей. Те, кто появился на свет в 90-е, были просто очарованы темпами технического прогресса, и книга для них в какой-то момент ушла в прошлое и стала неким атавизмом. А ведь для маленького человека главными авторитетами в первую очередь становятся родители, и если ребенок ни разу не видел своих родителей с книгой, то откуда ему знать, что именно она может стать главным проводником в жизнь, поможет выработать основные ценностные ориентиры и обогатить духовно.

Сотрудники библиотеки им. Н.А. Некрасова разработали проект «Рюкзачок Почитайка», направленный на возобновление основных традиций семейного чтения. В рамках этого проекта для родителей был подготовлен целый перечень методических материалов, таких как  анкета для родителей о пользе чтения,  памятка для родителей «О чтении детям», буклет «Взрослым о детях», буклет «Список литературы для детей 6-7 лет». В качестве первых участников проекта была взята выпускная группа «Колокольчики» детского сада № 293 в составе 25 будущих школьников вместе с их родителями.

На вводном занятии библиотекарь рассказала, что в ярких рюкзаках (розовом для девочек, голубом для мальчиков) лежат три книги для детей,  журнал «Коллекция идей», одна книга для родителей, обращение к участникам проекта, а также методические пособия, которые могут стать лоцманами в бесконечном книжном потоке и помочь правильно выбрать курс на развитие. По условиям проекта рюкзачок должен жить в каждой семье ровно неделю, за это время нужно не только прочитать и обсудить книги, а еще нарисовать полюбившегося сказочного персонажа или сделать поделку при помощи журнала. Также родители приносили заполненные анкеты, которые помогли нам начать исследовать семейное чтение сегодня. Что же мы получили в результате?

Сотрудниками библиотеки было продумано 20 закрытых и открытых вопросов, помогающих увидеть реальную картину семейного чтения сегодня. В анкетировании приняли участие 25 респондентов.

 

Первый вопрос, который был задан, «Волнует ли родителей проблема детского чтения?». Радует, что 22 респондента ответили, что волнует.

Среди основных причин «почему?» были названы следующие:

волнует, потому что дети читают с неохотой;

 волнует развитие ребенка в целом – 4 респондента;

 чтение – это умение мыслить – 3 респондента;

чтение – это обучение восприятию, развитие воображения, речи, обогащение словарного запаса – 2 респондента; 

формирование основы для дальнейшего образования, привитие любви к книгам, развитие грамотности – 2 респондента.

 

Двое родителей не посчитали это проблемой, так как их дети и так хорошо читают и проявляют к чтению большой интерес. Один респондент воздержался.

 

Следующий вопрос, которым мы задались «А что же в современном обществе вкладывается в понятие «семейное чтение»?». Здесь мы получили следующие ответы:

обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью (12 респондентов);

чтение вслух для всех членов семьи (7 респондентов);

литература, интересующая всех членов семьи или ее часть (4 респондента);

когда все члены семьи заняты чтением (2 респондента);

совместное аудиопрослушивание (1 респондент).

 

На третий вопрос: «Читаете ли вы сами? Какую литературу предпочитаете?», мы получили следующие ответы:

художественную литературу – 40% родителей;

познавательную литературу – 32 %;

журналы, газеты читают 16%;

методическую литературу, связанную с профессиональной деятельностью – 8%

да, читаю, но очень редко – ответили 4%.

 

Четвертый вопрос «Читаете ли вы ребенку книги? Если «да», то как часто? Если «нет», то что вам мешает?» выявил следующее положение вещей:

да, когда просит ребенок – 26%;

да, когда есть время – 24 %;

да, несколько раз в неделю – 20%;

да, ежедневно – 12 %;

другое (когда попадается книга, когда берем книгу у друзей) 12%;

нет (нехватка времени) – 6%.

 

На вопрос, кто преимущественно в семье читает книги, мы получили вот такие ответы:

мама – 13 человек;

папа – 3 человека;

бабушка (каждый день) – 6 человек;

все – 2 человека;

никто – 1 человек.

 

На вопрос: «Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном произведении?»:

Да. После каждого прочтения и в процессе чтения – 60%;

Не всегда – 36 %;

Нет – 4 %.

 

Хотелось узнать, какие книги предпочитают сегодняшние 6-7-летние дети. Выяснилось:

сказки – 40%;

энциклопедии – 24%;

стихи – 10%;

литература о природе – 8%;

нет определенных предпочтений – 12 %;

читает все – 6%.

 

На вопрос о трех любимых книгах ребенка, мы получили следующие ответы:

Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке»;

«Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят»;

Ханс Кристиан Андерсен «Дюймовочка», «Золушка», «Снежная королева»;

Шарль Перро «Красная шапочка», «Сказка о спящей красавице»;

Сказки братьев Гримм;

Энциклопедии: большая энциклопедия дошкольника, «Динозавры», «Подводный мир», «Удивительные животные», энциклопедии для девочек, «География. Эксперимент с землей. Воздухом и водой»;

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на луне», рассказы;

 Юрий Драгунский «Денискины рассказы»;

Андрей Усачев «Умная собачка Соня»;

Михаил Зощенко «Рассказы»;

Юрий Магалиф «Приключения Жакони»;

Эдуард Успенский «Всё Простоквашино», «Про девочку Веру и обезьянку Анфису»;

Кир Булычев «Приключения Алисы»;

Астрид Лингрен «Пеппи Длинный Чулок»

Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»;

«Книга про Новосибирск»;

Сказка «Снегурочка и лиса»;

Сергей Михалков «Стихи»;

Лаймен Френк Баум «Волшебник страны Оз»;

нет предпочтений.

не знаю.

 

На 9 вопрос: «Знает ли ваш ребенок имена поэтов и писателей? Если да, то каких?», ответили, что ребенок знает:

А.С. Пушкина – 9 респондентов;

Астрид Лингрен –2 респондента;

Братьев Гримм – 2 респондента;

Н.Носова – 2 респондента;

С. Михалкова – 2 респондента;

А.Барто – 2 респондента;

С.Я. Маршака – 2 респондента;

Ю. Магалифа – 2 респондента

О. Киевскую – 1 респондент;

В. Купарева – 1 респондент;

Ребенок не знает ни одного имени – 6 респондентов.

 

На 10 вопрос «Есть ли у вас домашняя библиотека, если да, то какие книги в ней наиболее ценны?», мы узнали следующее:

домашняя библиотека имеется в 60 % семей, среди ценных книг родители назвали: энциклопедии, А. Волков «Волшебник изумрудного города», Н. Носов «Приключения Незнайки», Ю. Драгунский, М. Зощенко, В. Шекспир, С. Есенин, А. Пушкин, Л. Толстой, А. Усачев, русские народные сказки, А. Чехов, Ф. Достоевский, Н. Гоголь, А. Дюма, Дж. Роулинг;

нет домашней библиотеки у 40 % опрошенных.

 

Рассказывает ли ребенок о книгах, прочитанных в детском саду?

да. Иногда – 62%;

да. Очень часто – 12%;

очень редко – 14%;

никогда – 12%.

 

Чтение, по мнению родителей, это:

полезное занятие для 82% опрошенных;

хорошее средство развлечения для 14 %;

средство для успокоения ребенка перед сном, так ответили 4%.

Семейное чтение как часть национальной культуры воспринимают 19 человек, 3 человека считают это преувеличением, еще 3 затруднились ответить на этот вопрос.

 

Извечный вопрос: может ли компьютер заменить книгу, разделил родителей на два почти равных лагеря:

нет. Книгу ничто не заменит (так считают 58 %);

когда как (42%).

 

Пятнадцатый вопрос был о возрасте, в котором ребенок, по мнению родителей, должен научиться читать? Здесь мы получили следующие ответы:

в дошкольном – так считают 70% родителей;

в школе – 11%;

индивидуально – 9 %;

без разницы, главное чтобы было желание – 8%;

затрудняюсь ответить – 2%.

Удручили ответы на вопрос о том, записаны ли родители в библиотеку, и ходят ли они туда вместе с детьми.

 

Только 12% родителей хотя бы разово посещали библиотеки, 75% родителей в библиотеки не записаны, также несколько раз встречались ответы «Нет, но теперь запишусь» и один ответ «Нет, но ребенок посещает музеи».

Нам хотелось получить обратную связь о пользе нашего проекта, здесь мы открыли для себя следующее:

Интересным проект назвали 96% респондентов, так как: «мы любим читать и любовь к чтению хотим привить детям», «совместно с ребенком прочли новые книги», «оказалось очень увлекательным занятием почитать всей семьей», «вместе провели время», «получили возможность коллективной игры», «провели с ребенком больше времени, чем обычно», «мероприятие подогрело дух», «вспомнили, что есть место, где можно брать книги», «ребенок узнал новых авторов и произведения», «у ребенка была возможность поучаствовать в конкурсе, а дети это любят», «лично мне и мужу было интересно прочитать книги о детской психологии, хочу такие приобрести домой», «книги интересные и ребенок ответственно отнесся к  заданию, прочесть их за неделю».

Не важным и не нужным мероприятие показалось лишь одному человеку.

 

Восемнадцатый вопрос «Как вы оцениваете мероприятие?» выявил следующие ответы:

хорошо – 40% (они назвали мероприятие «необходимым», «увлекательным», «полезным», «интересным», дающим «лишний повод почитать», «познавательным» и развлекательным»;

очень полезное – 4 %;

крайне полезное – 4%;

На 5+ – 8%;

понравилась идея организованного посещения библиотеки – 4%;

очень хорошая идея приобщения к чтению – 12%;

очень нужным назвали мероприятие 16 % опрошенных;

 в ближайшее время запишемся в библиотеку, чтобы ребенок смог сам выбирать книги – 4%;

положительно – 8%.

 

Подавляющее большинство родителей готовы в будущем принять участие в подобном мероприятии. Среди причин, побуждающих их это сделать, были названы следующие: «интересно», «мы любим читать, хотим привить эту любовь детям», «прочли новые книги», «узнали полезную информацию», «дети смогли обсудить прочитанное», «для развития ребенка». Лишь одна мама ответила, что не планирует принимать в будущем участия в подобном мероприятии, так как у неё «нет времени и приоритеты другие».

 

Финальный вопрос об отношении самого ребенка к мероприятию дал следующие ответы:

познавательное;

понравилось рисовать и делать поделку;

очень понравилось. Ответственно подошла к чтению книг из рюкзачка;

понравилось. Самостоятельно читала книги и была довольна;

спокойное;

читаем с удовольствием;

понравилось, был возбужден, прочитал все за вечер;

очень довольный остался;

интерес. А как спадут морозы, пойдем записываться в библиотеку;

очень ответственное;

понравилось;

было интересно. Но не успели всё прочесть;

было интересно получить рюкзак. Интересная подача;

вызвало интерес.

 

Больше четырех месяцев наши рюкзачки путешествовали по семьям. А 16 мая состоялось итоговое мероприятие, которое состояло из двух частей: экскурсии по библиотеке им. Н.А. Некрасова и веселой проверке знаний, полученных из книг из рюкзачка.

В начале встречи ведущая показала детям библиотеку, рассказала о главных отличиях между основными ее отделами, об особенностях библиотеки им. Н.А. Некрасова. А потом ребята помогли найти ключ от сказок, и все вместе отправились в путешествие в волшебную страну. Здесь их встретили Буратино и Мальвина. Они провели викторину по прочитанным книгам, загадали загадки про сказочных героев, поиграли в веселую игру и даже показали мультфильм про то, как свинка Пеппа впервые пришла в библиотеку.

В финале мероприятия ведущая вручила каждому участнику проекта благодарственное письмо, а каждый участник конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой» получил диплом и маленький подарок. В итоге, у нас много новых читателей, которым вовремя показали дорогу в библиотеку.

 

Источник

 

 

     
 

Последнее обновление:

04/04/2022 10:30 NSK

 

 

 

МКУК ЦБС Ленинского района города Новосибирска, 2013-2023

??????.???????