15 августа 1931 года родился Микаэл Леонович Таривердиев – советский и российский композитор, народный артист РСФСР. Он написал музыку к 132 кинофильмам и ряду спектаклей, четыре балета, пять опер, а также более 100 песен и романсов.
Каждый из нас хорошо знаком с его музыкальными произведениями, ведь невозможно найти тех, кто ни разу бы не смотрел «Иронию судьбы или С легким паром!», «Семнадцать мгновений весны» и другие фильмы, в которых Таривердиев мастерски волшебными нитями вплетал мелодию, раскрывавшую главную идею, заложенную в сюжете.
Несмотря на свои армянские корни, он родился и вырос в Тбилиси, в семье Леона и Сато Таривердиевых. Он был долгожданным и единственным ребенком, и родители возлагали на него большие надежды.
Леон и Сато Таривердиевы
Микаэл рос способным, любознательным и отчаянным мальчишкой, его интересовало буквально все. Однажды в парке развлечений и отдыха в возрасте 5 лет, тайком от родителей он спрыгнул с парашютом с вышки и чуть не разбился. Будучи чуть постарше, с ватагой подростков он решил искупаться в речке и подхваченный её быстрым течением, стал тонуть. И только случайный прохожий спас Микаэла, с трудом вырвавшись вместе с мальчиком из бурного потока. И таких случаев храбрости, опасной и безрассудной в детской биографии Таривердиева немало. В своей книге «Я просто живу» Таривердиев писал: «Бедная моя мама! Сколько ей пришлось переволноваться за меня! У меня были постоянно меняющиеся страсти. Я занимался боксом, фехтованием, лошадьми, мотоциклом, плаванием. Периодически меня приносили домой то с перебитым носом, то окровавленного после того, как я вылетел на полном ходу из мотоцикла или упал с лошади».
Микаэл Таривердиев в детстве
Но, пожалуй, самой главной его страстью, ещё не совсем осознанной, уже с малых лет была любовь к музыке. Эту влюбленность ему привила сестра матери, она училась в Тбилисской консерватории, обожала Шуберта и постоянно играла племяннику его произведения. А когда родители впервые привели Микаэла в Тбилисский театр оперы и балета, восторгу мальчика не было предела. Наделенный обостренной впечатлительностью, он по-детски, наивно, но в тоже время сильно и горячо воспринимал все происходящее на сцене.
В шесть лет Микаэл поступил в музыкальную школу при Тбилисской консерватории, но разучивать гаммы было ему не по нраву, ему хотелось сочинять самому. В 8 лет Микаэл написал несколько пьес для фортепиано, а в 10 стал автором симфонии.
Однажды, будучи подростком, проходя лечение в одном из санаториев Кавказа, Микаэл Таривердиев познакомился с Жорой Геловани, режиссером Тбилисского оперного театра. Прослушав игру на фортепьяно молодого дарования, Геловани предложил Микаэлу написать балет, что он с легкостью сделал. Так в 14 лет Таривердиев стал автором двух одноактных балетов – «Допрос» и «На берегу», которые шли на сцене театра два года. Родители восприняли его успех спокойно, они всегда считали, что главное в жизни не сиюминутный триумф, а упорная плодотворная работа.
В 1949 году безоблачное детство закончилось – арестовали отца. Он попал во вторую, послевоенную волну репрессий. Матери угрожали судом за то, что она была из состоятельной семьи, ей пришлось оставить работу и съехать с квартиры. Жили трудно, голодно, Микаэл подрабатывал, давая уроки музыки.
После окончания музыкального училища Тбилиси Таривердиев поступил в Ереванскую консерваторию, чтобы быть ближе к матери. В столице Армении Микаэл Таривердиев пробыл недолго – меньше двух лет. Он чувствовал себя чужим в этом старинном красивом городе на родине предков. За это время юноша изучил армянский язык и в дальнейшем неплохо им владел.
В 1953 году Таривердиев решил осуществить свою давнюю мечту – продолжить учебу в Московском музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Преодолев огромный конкурс и получив при поступлении твердую пятерку, Микаэл был зачислен в класс композиции известного дирижера и композитора Арама Хачатуряна.
Микаэл Таривердиев был счастлив, несмотря на то, что жить приходилось в студенческом общежитии, а по вечерам разгружать вагоны с продуктами, чтобы как-то прожить на маленькую стипендию. Полуголодная, веселая юность. Таривердиев пишет про это время: «Москва пятидесятых, город надежд, город юности, она манила меня, и я с упоением ее для себя открывал. Москва казалась мне удивительной после полуголодного Тбилиси, мы жили, как бы в двух измерениях – веселой нужды и огромного интереса ко всем духовным ценностям, к которым могли иметь доступ. Впереди, мне казалось, меня ждет только радость».
Весной 1953 года Таривердиев получил долгожданное известие из Грузии, после смерти Сталина был освобожден его отец. Жизнь постепенно налаживалась, учеба в институте в классе Арама Ильича Хачатуряна давалась легко. Будучи сам великим музыкантом с совершенно неповторимой индивидуальностью, Хачатурян пытался развивать у студентов самостоятельное мышление. Практически все его ученики стали действующими композиторами, причем совершенно разными, каждый со своим стилем. Дебют композитора Таривердиева состоялся в Большом зале столичной консерватории. Написанные им вокальные циклы имели успех у публики, романсы исполняла известная певица Зара Долуханова.
Учеба в Московском музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных
На четвертом курсе института судьба преподнесла Таривердиеву ещё один подарок. Он познакомился с начинающим режиссером Михаилом Каликом, который снимал свой первый фильм «Спасите утопающего». «Они пришли в перерыве между лекциями и стали спрашивать, не напишет ли кто-нибудь музыку для этого фильма. Конечно, бесплатно. Шла сессия. Всем было ни до чего – некогда. А мне стало ужасно интересно. И я согласился. Написал музыку быстро. Москва готовилась к Всемирному фестивалю молодежи и студентов. А я входил в совершенно новый для меня мир – мир кино».
Молодой композитор стал просто находкой для кинематографа. Его удивительная способность создавать полифонический текст, вскрывая и обогащая внутренний смысл кадров, давала более яркую эмоциональную окраску главной идее фильма. В 50-е и 60-е годы Таривердиев с головой ушел в творческий процесс по созданию музыки для фильмов, которые принесли ему первую популярность. Композитор написал музыку к лентам «До свидания, мальчики», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Судьба резидента», «Король-олень» и другим, ставшим символами кинематографа 60-х годов ХХ века.
В 1960-х композитор открыл себя в новом амплуа, которое называл «третьим направлением». Маэстро пробовал доносить до сердца слушателя поэзию под написанную им музыку. Так появляются монологи на стихи Андрея Вознесенского, Григория Поженяна и Эрнеста Хемингуэя.
Кроме того, Таривердиев плодотворно работал с молодыми эстрадными исполнителями, которые в содружестве с композитором быстро становятся известными. Созданные Микаэлом Леоновичом трио «Меридиан» и вокальный дуэт Галины Бесединой и Сергея Тараненко были горячо любимы зрителями. Они по-новому, свежо и глубоко зазвучали на советской эстраде. Композитор также помог найти свой стиль Елене Камбуровой, которая только начинала свой творческий путь.
С его легкой руки впервые с экранов телевизоров зазвучал голос певицы Аллы Пугачевой, в фильме «Король-олень» она исполнила партии главной героини Валентины Малявиной. Позже творческие пути Аллы Пугачевой и Микаэла Таривердиева пересеклись вновь, когда на экран вышел фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Все песни в исполнении главной героини были озвучены Аллой Пугачёвой. Музыка Микаэла Таривердиева к песням на стихи Беллы Ахмадулиной, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой была великолепной.
«Я спросил у ясеня»
Во многом благодаря песням фильм имел огромный успех у советских зрителей. Музыкальные размышления создавали резкий контраст с веселой непринужденностью происходящего на экране, заставляя задуматься о чем-то очень личном и глубоком. Музыка как будто слилась с образами киногероев, и фильм обрел цельность.
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»
30 марта 1977 года Микаэл Таривердиев был удостоен Государственной премии СССР за музыку к фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!». Его несомненный талант и умение передать музыкальным языком замысел режиссера были оценены по заслугам.
Чего нельзя было сказать про работу над фильмом «Семнадцать мгновений весны», из претендентов на Государственную премию его фамилия была вычеркнута. Эта кинолента в Советском союзе имела ошеломляющий успех. Совпало все: глубоко осмысленный и продуманный до мелочей сценарий Юлиана Семенова, талантливая работа режиссера Татьяны Лиозновой, операторские находки Петра Катаева, безупречная игра актеров и, конечно же, музыка Микаэла Таривердиева, поднимающая замысел всей картины на какую-то недосягаемую высоту.
Татьяна Лиознова и Микаэл Таривердиев на съемках фильма «Семнадцать мгновений весны»
Одна только восьмиминутная сцена встречи советского разведчика Исаева с женой под музыку композитора заставляла плакать миллионы зрителей. Фильм принес Таривердиеву огромную популярность, его песни без конца исполняли на радио и телевидении. Творческие встречи, которые проводил композитор, собирали полные залы почитателей его таланта.
Встреча разведчика с женой
Не все коллеги радовались успеху Микаэла Таривердиева, были и те, кто завидовал. Однажды, кто-то принёс в Союз композиторов телеграмму, якобы присланную Таривердиеву французским композитором Франсисом Леем: «Поздравляю с успехом моей музыки». В телеграмме был намек на то, что Таривердиев позаимствовал мелодию у французского композитора из фильма «Love story», когда работал над сериалом «Семнадцать мгновений весны». По Москве поползли слухи, Таривердиева перестали звать на телевидение, от него отвернулись многие коллеги. Пришлось по дипломатическим каналам во Франции искать композитора Франсиса Лея. Позже выяснилось, что у Лея нет претензий к советскому композитору, а пресловутую телеграмму какой-то шутник выслал из московского телеграфа. Эта история сильно надломила Микаэла Таривердиева, он перестал выступать на творческих концертах, стал больше уделять внимание инструментальному жанру. Во второй половине 80-х годов Таривердиев увлекся органом и стал пропагандировать этот инструмент как инструмент современной музыки.
В 1988 году большой резонанс вызвала премьера его трагической Симфонии для органа «Чернобыль», сочиненной Таривердиевым под впечатлением от поездки в зону катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции.
«Я не собирался писать ничего о Чернобыле. Весной 1987 года симфония для органа, которую я назвал “Чернобыль”, появилась во мне сама. Она пришла сразу, целиком. У меня было такое ощущение, как будто я всего лишь приемник, который уловил эхо какой-то волны… Это реквием, это дань памяти тем людям, кто закрыл нас собой от беды. Но поможет ли это нам? Вынесем ли мы из этого какие-то уроки?» Последним сочинением композитора стало Фортепианное трио для скрипки, виолончели и фортепиано, вышедшее в 1994 году.
«Мне нравится музыка, которая обращена к душе»
Ушел из жизни Микаэл Таривердиев 25 июля 1996 года в возрасте 65 лет, похоронен на Армянском кладбище города Москвы. Он обладал невероятной музыкальностью, был утонченным эстетом и неисправимым романтиком, превращая красоту жизни в музыку, а музыку – в вечность. В 1997 году вышла книга композитора «Я просто живу». Так Таривердиев и жил – просто и гениально.
Источники:
1. Таривердиев М. Я просто живу. – Москва: «Вагриус»,1997. – 57 с.
2. Там же, стр. 142.
3. Там же, стр. 204.
4. Там же, стр. 297.
Фотографии и видео взяты из свободных источников в интернете: