ИЛИ ОНА ВОЗНИКАЕТ В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА ЕСТЬ ТОТ, КТО СПОСОБЕН ЕЕ ОЦЕНИТЬ И ВОСХИТИТЬСЯ?
Тициан, Рубенс, Моне... ИМЕНА! Мировая классика, которую все знают и ценят. Но есть иная живопись, впечатляющая зрителя не масштабом полотна или имени.
Мы предлагаем вам познакомиться с небольшой частичкой отечественной живописи ХХ–ХХI веков. Эта встреча с профессиональными художниками и их картинами в нашей библиотеке стала возможной, благодаря удивительным людям-коллекционерам (организатор выставки новосибирский художник Анна Кухар).
На выставке «Пространство творчества» представлена превосходная коллекция современной живописи профессиональных художников Москвы, Петербурга, Новосибирска – молодых и уже известных. Для кого-то эта выставка будет ребусом, для кого-то вызовом и даже провокацией. И, разумеется, чем больше зритель смотрит, тем больше способен увидеть. Если мы внесли сумятицу в ваши души, простите, нам просто хотелось достаточно честно и доверительно рассказать о жизни и творчестве неординарных людей.
Конечно же, в каждой коллекции есть «жемчужины», и нам хочется начать с них...
Такие имена, как Анатолий Зверев, Игорь Майоров и Марина Тиме-Блок говорят вам о чем-нибудь? Давайте знакомиться с ними и их работами. Уверяем вас, встреча обещает быть интересной.
Что нужно знать об Анатолии Звереве (1931–1986) – русском художнике, опередившем Джексона Поллока? Авангардист (экспрессионист), представитель советского андеграунда (андеграунд – искусство провокаций, эпатажа и бунтарства, для которого не существует запретных тем). Жил и творил в Москве в эпоху Советского Союза, но широкой публике, т. е. той, которая изо всех сил строила коммунизм, неизвестен. Пабло Пикассо сказал о нем: «Анатолий Зверев – лучший русский рисовальщик», а Давид Сикейрос присудил ему золотую медаль конкурсной выставки Международного фестиваля молодежи и студентов.
А. Зверев. Автопортрет
Почему его известность не вышла за рамки узкого круга художников, коллекционеров живописи и элитарной публики? Мы думаем, это потому, что Анатолий не подчинялся системе со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями: неустроенная жизнь свободного художника-бродяги, прятавшегося от милиции, жившего без паспорта, без денег и славы на родине. Но при этом его картины демонстрировались во Франции, Швейцарии, США, ФРГ, Австрии, Англии и других странах.
Его умение рисовать было потрясающим. Роберт Фальк писал о нем: «Каждый его мазок – наслаждение. Живописцы такого калибра рождаются только раз в столетие...». Глядя на работы Зверева, трудно представить, что он создавал их за считанные минуты, пуская в ход не только традиционные кисти-краски, но и все, что под руку попадется: свеклу, веник, сапожную щетку, творог, воду из-под акварельных красок. В дело шли бумага, картон, холст, тряпки. Для него не было преград.
Работы Анатолия Зверева находятся в собраниях:
Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, «Нового музея» в Санкт-Петербурге, «Музея современного искусства» в Нью-Йорке, в музее Джейн Вурхис Зиммерли в Рутгерском университете Нью-Джерси, а также в частных собраниях в России и за рубежом.
Одна из картин частной коллекции представлена в экспозиции нашей библиотеки.
А. Зверев. Картина без названия
Представляем вашему вниманию картины еще одного необычного художника-мистификатора – Игоря Майорова (1946–1991), тайна картин которого до сих пор не разгадана.
Его называли «питерским Зверевым». Петербургский бородач крепкого телосложения тоже страдал пристрастием к алкоголю, любил шумные гулянки и умел много и азартно работать: за ночь мог написать десятки акварелей. «Майор» – так подписывался мастер. Картины Майорова украшают дома М. Ростроповича, М. Плисецкой, Б. Окуджавы, Б. Ахмадулиной, Д. Гранина, Р. Щедрина, Т. Тернера, А. Шварценеггера, Л. Гумилева, М. Горбачева, Д. Лихачева, Н. Михалкова и даже Жака Ширака. «Игорь был просто поцелован Богом», – считали друзья и почитатели художника.
Еще одна замечательная ленинградская художница – Марина Георгиевна Тиме-Блок (1913–1999). Она занимает достойное место в ряду русских художников, хотя имя ее и не на слуху. Поэтому хочется познакомить читателей с ее творчеством.
Ее отец Георгий Петрович Блок был юристом и приходился двоюродным братом поэту Александру Блоку.
Дворянка, племянница А. Блока закончила Высшие женские Бестужевские курсы. Училась в Академии художеств. Брала уроки рисования у А. Бенуа. Преподавала в школе Академии художеств и в ВХУ им. В. Серова. Участвовала более чем в 40 всесоюзных, республиканских и зарубежных выставках. Ее работы продавались на многих ведущих аукционах мира. Но в Союз художников она была принята лишь после сорока лет, в хрущевскую «оттепель», а хорошую мастерскую обрела, выйдя на пенсию.
Ее произведения хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру.
Тонкий лирик, первоклассный мастер портрета, натюрморта, пейзажа, она одинаково блистательно работала в технике масляной краски, акварели и гуаши. Особенно много ее работ посвящено любимому городу – Санкт-Петербургу. Она запечатлела его сказочным, таинственным, укрытым грезами и снами, в котором прочитываются ахматовские строки, угадываются символические фигуры из стихов Блока...
«Детство мое прошло в среде друзей и знакомых моих родителей, главным образом, людей, причастных к искусству: Г. С. Верейский, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев...»
Какими неведомыми путями пришли к нам эти работы? Наверное, звезды так сошлись... Современная библиотека – это пространство, в котором можно интересно проводить время, получая эмоции, которые не сохранят ни фотографии, ни книги, а только человеческая память. Искусство способно создавать необходимые нам иллюзии, наполняет и душу, и все, что нас окружает, радостью и удовольствием. Если вы учитесь понимать художников прошлых эпох и современных, вы тренируетесь в понимании друг друга и всего мира.
На выставке представлены также полотна молодых и талантливых художников. Мы расскажем о них словами людей, понявших и принявших красоту их полотен, – посетителей выставки.
Вот отзыв нашего читателя: «Красота лошади удивительна... Смотреть на нее во всем блеске великолепия никому не надоест». Художник Алина Хомченко, видимо, очень любит лошадей. Иначе как объяснить это чудо – «Белогривая». Величественная осанка, гордый взгляд, стать и осознание своей красоты. Яркие переливы красок, точность мазка, рельефность, сочность изображения... Это портрет Белогривой Красавицы.
Пройдем дальше. Один из мыслителей сказал: «Собаки разговаривают, но только с теми, кто умеет их слушать», Великий Леонардо заметил: «Даже самое маленькое из кошачьих – совершенство». Марина Борцова из тех, кто способен отразить свои искренние чувства к братьям меньшим. Вот мнение зрителя: «Портрет кота очаровательно мил и непосредственен... талантище, золотой человек».
А это – впечатления от картин Федотовой Анны, пейзажиста: «Так хочется тишины, возможности отдохнуть от городской суеты и грохота! И ты погружаешься в волшебство этих миниатюр...»
А еще есть сказочные игривые рыбки Олеси Ходаковой. «Загадайте желание у золотых рыбок, и оно обязательно сбудется!»
Картины Анны Кухар, как и ее уникальное личное собрание полотен, – это безупречный классический вкус. Виды Алтая с суровыми горными реками, где перекаты и хрустальность воды, и щемящая грусть...
Привлекает внимание прекрасный портрет поэта Андрея Ложкина. Интересно посвящение к портрету: «Если в жизни в хрустальной вазе увядает букет депрессий». Умный, тонкий интеллектуал восторженно и по- детски взирающий на наш несовершенный мир. Вот-вот он поймает самую суть жизни или уйдет «в башню из слоновой кости»...
К сожалению, рассказать о всех произведениях, выставленных у нас, невозможно. Их около ста, поэтому советуем увидеть всё своими глазами. Поверьте, вы не будете разочарованы.
Желаем вам не только приятного просмотра, но и напоминаем, что наблюдать и пытаться понять искусство художников прошлого – значит услышать их. Верим, что это у вас получится.