БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
 
муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска 
«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»
 
 

 

 

БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

 

муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска

«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»

 

 

  

  

Регистрация
Литрес: один клик до книг
Как с нами связаться Как нас найти Как мы работаем

 

 

   

 

  

 

 

 

  Муниципальный портал мэрии г. Новосибирска  Мы ВКонтакте Мы на YouTube

БИБЛИОТЕКА ИМ. П. П. БАЖОВА

ПАМЯТИ ДОБРОГО ВОЛШЕБНИКА

«Разные люди бывают на свете:

кузнецы, повара, доктора, школьники,

учителя, кучера, актеры, сторожа.

А я вот – сказочник.»

(Е. Шварц «Снежная королева»)

 

Если найдется человек, которому, кажется, что он не знаком с творчеством Евгения Львовича Шварца, переубедить его не составит никакого труда, достаточно лишь произнести: «Я не волшебник, я только учусь», или «Какое сказочное свинство!»...

Не спешите приписывать эти крылатые выражения Шарлю Перро, в ЕГО «Золушке» этого нет и в помине. Зато есть в знаменитой советской экранизации 1947 года, сценарий к которой написал Евгений Шварц, изрядно преобразивший, а точнее сказать, обогативший классический сюжет.

 

За свою жизнь Е. Шварц написал 22 пьесы, они легли в основу постоянного репертуара многих театров нашей страны. По сценариям Е. Л. Шварца было снято 13 фильмов, часть из которых стали классикой советского кинематографа. Он – автор легендарных и разобранных на цитаты «Золушки», «Сказки о потерянном времени», «Тени», «Обыкновенного чуда», «Дракона».

Премьера фильма «Золушка» по сценарию Е. Шварца состоялась 16 мая 1947 года. Фильм был лидером проката: его посмотрели около 19 миллионов зрителей.

Евгений Шварц сочинил сценарий в сжатые сроки. 15 мая 1946 года режиссер фильма Надежда Кошеверова уже получила первый вариант «Золушки». Сказочные герои были изображены автором с известной долей иронии. Король по каждому пустяку отказывается от престола и тут же снова водворяет корону на свою голову. Лесничий до смерти боится своей жены: у нее такой же ядовитый характер, как и у родной сестры, проглотив которую людоед отравился и умер. А Золушка говорит, что очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.

Давайте вспомним мудрые слова сценариста фильма «Золушка».

– Старые друзья – это, конечно, штука хорошая, но их уж ничем не удивишь!

– Я не волшебник. Я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен на любые чудеса.

– Ненавижу старуху лесничиху, да и дочек ее тоже. Я давно наказала бы их, но у них такие большие связи! Они никого не любят, ни о чем не думают, ничего не умеют, ничего не делают, а ухитряются жить лучше даже, чем некоторые настоящие феи.

– Связи связями, но надо же и совесть иметь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым.

 

Как здраво на все времена звучат эти слова!

 

«Обыкновенное чудо» – так называется еще одна прекрасная пьеса Евгения Львовича Шварца, экранизированная и пользующаяся до сих пор большим успехом.

Усадьба в Карпатских горах. Здесь, женившись, решив остепениться и заняться хозяйством, поселился некий волшебник. Он влюблен в свою жену и обещает ей жить «как все», но душа просит чего-нибудь волшебного, и хозяин усадьбы не в силах удержаться от «шалостей». Вот и теперь Хозяйка догадывается, что муж затеял новые чудеса. Выясняется, что в дом вот-вот прибудут непростые гости. Первым появляется юноша. На вопрос Хозяйки, как его зовут, он отвечает: «Медведь». Волшебник, сообщив жене, что именно из-за юноши и начнутся удивительные события, признается: семь лет назад он превратил встреченного в лесу молодого медведя в человека. Хозяйка терпеть не может, когда что-то делается «ради собственной забавы», умоляет мужа сделать юношу снова медведем и отпустить на свободу. Оказывается, это возможно, но только если какая-нибудь принцесса полюбит юношу и поцелует его. Вот так захотелось...

Прекрасная взрослая сказка получилась у Евгения Шварца. Волшебный сюжет тут замечательно раскрывает сложные темы: краткость и неуловимость любви, злобность и красоту воображения, страх человека и отчаяние от неизбежного финала.

Что касается цитат из «Обыкновенного чуда», они давно потеряли авторство.

 

«Три дня я гналась за вами, чтобы сказать вам, как вы мне безразличны» (Принцесса Медведю)

 

«Приказ свой не отменю, потому что я – самодур.»

«То ли музыки и цветов хочется, то ли зарезать кого-нибудь...» (Король)

 

А диалог Министра-администратора и Хозяйки?

– Ровно в полночь.

– Что в полночь?

– Приходите к амбару, не пожалеете. Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны. Я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь. Жду...

– И не подумаю. А еще пожалуюсь мужу, и он превратит вас в крысу.

– А кто у нас муж?

– Волшебник.

– Предупреждать надо.

А какая мощь в словах волшебника, обращенных к медведю, превращенному в юношу:

– Ты не любил ее, иначе великая сила безрассудства охватила бы тебя!.. Кто смеет рассуждать или предсказывать, когда высокие чувства овладевают человеком?! Нищие и безоружные люди сбрасывают королей с престола из-за любви к ближнему. Из-за любви к Родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются в небо и бросаются в самый ад из-за любви к истине. А что сделал ты из-за любви к девушке? Прощай. Я тебе больше не буду помогать. Ты мне неинтересен...

 

Вся пьеса пропитана любовью. Из любви к жене Хозяин задумал всю эту историю, из любви медведь остался человеком. До самого конца пьесы со зрителем беседует главный «волшебник» – автор. Мудрость и боль звучат в его словах в финале пьесы: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны, и смерть иной раз отступает от них...»

 

«Обыкновенное чудо» – это сказка-притча для молодых и для взрослых, которая заставляет верить и задумываться, оставляет неизгладимый отпечаток в душе.

 

 

Еще одна известная сказка-притча Евгения Шварца, которую называют вершиной его творчества, – пьеса «Дракон». Он написал ее в 1943 году. В этой сказке несложно было увидеть сатиру на тоталитарную власть и всех, кто ей подчиняется, и многих удивляло то, что автор не подвергся гонениям за такие прозрачные намеки на советский режим. Секрет был прост – современникам драматурга могло показаться, что он описывает фашизм, который хочет завладеть миром.

«Дракон» – это короткий рассказ, в котором рыцарь Ланцелот идет в битву на дракона ради прекрасной принцессы. Уникальность этой пьесы заключается в том, что на протяжении всего сюжета «главный злодей» и «главный герой» постоянно меняются местами, в итоге оставляя читателя в недоумении, кто же на самом деле был драконом, а кто рыцарем.

Хотя Евгений Шварц утверждал, что он писал эту пьесу с образа гитлеровской Германии, но слишком уж яркими и узнаваемыми оказались образы и Дракона, и Бургомистра, и Генриха. И, самое главное, образ народа, который стал жертвой не только драконовского произвола, но и драконовской пропаганды. Недаром Ланцелот говорит: «Дракон вывихнул вашу душу, отравил кровь и затуманил зрение. Но мы все это исправим». И до сих пор не перевелись люди, которые думают, что лучший способ защиты от Дракона – это иметь своего собственного. Но эта пьеса не окрашена в чёрные тона. Основной её идеей является, без сомнения, вера в людей. Вера в то, что никакому Дракону не удастся превратить людей в бездушных особей. Вера в то, что даже после многовекового рабства человек опять может стать свободным. Просто ему нужно убить Дракона в самом себе. И именно в этом и заключается непреходящая ценность этого произведения. Оно – кладезь цитат. Не будем приводить их все. Прочтите лишь некоторые, чтобы понять глубину и мудрость написанного Шварцем.

«Три раза я был ранен смертельно, и как раз теми, кого насильно спасал.»

«Единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного.»

 

«Поздравляю вас, у меня зашел ум за разум. Ум! Ау! Отзовись! Выйди!»

«Вы думаете, это так просто любить людей? Ведь собаки великолепно знают, что за народ их хозяева. Плачут, а любят.»

 

«Лучшее украшение девушки – скромность и прозрачное платьице.»

«Когда тебе тепло и мягко, мудрее дремать и помалкивать.»

«Не смотрите так, дело не во мне. Нас, молодых, так учили, понимаете?»

Мы вырастаем на его сказках и пьесах, но что нам известно об авторе? А ведь в его жизни до сих пор многое даже загадочно...

Евгений Львович Шварц родился 9 октября (21 октября по новому стилю) 1896 года в Казани. Его отец работал земским хирургом, а мать была акушеркой.

В детстве он был крещён по православному обряду. В своём позднем дневнике Шварц вспоминал как в возрасте 7-8 лет, услышав антисемитские высказывания, не относил их к себе: «Так как я себя евреем не считаю, я не придаю сказанному ни малейшего значения. Просто пропускаю мимо ушей. При довольно развитом... воображении я нисколько не удивлялся тому, что двоюродный брат мой – еврей, а я – русский. Видимо, основным я считал религию. Я – православный, следовательно, русский. Вот и всё».

Уже в 8 лет мальчик был уверен, что станет писателем. Однако, имея ужасный почерк, он стеснялся сочинять тексты, а просто заполнял листы бумаги волнистыми линиями, имитируя рукопись.

Осенью 1916 года был призван в армию. В апреле 1917 года служил рядовым в запасном батальоне в Царицыне, откуда в августе 1917 года, как студент, был переведён в военное училище в Москву и зачислен юнкером.

5 октября 1917 года был произведён в прапорщики.

В начале 1918 года вернулся к родителям в Екатеринодар, где вступил в Кубанскую армию Покровского. В рядах кубанских частей воевал против большевиков, был участником легендарного «Ледяного похода». Тремор рук, который Шварц ощущал всю жизнь, – последствия тяжёлой контузии. Почти по дням свою жизнь он описал в дневниках-мемуарах, но существует загадочный пробел в пять лет. Лишь одно пишет он об этом периоде: «Мне не хочется рассказывать о тех годах, куда меня несло, туда я и плыл, пока несчастья не привели меня в себя». Только через столетие выяснились обстоятельства, которые Евгений Шварц тщательно скрывал всю свою жизнь.

После госпиталя был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону. После занятия города большевиками зимой 1920 года был мобилизован в армию и зачислен в политотдел Кавказского фронта РККА (как актёр и театральный инструктор).

Его дальнейшая жизнь была уже непосредственно связана с театром. Он принимал участие в постановках ростовской «Театральной мастерской», гастролировал с небольшими театрами, даже женился на актрисе Гаянэ Халайджиевой (на сцене – Холодовой). Этот брак, однако, закончился в 1929 году уходом Шварца из семьи, где недавно родилась дочь, к Екатерине Обух, второй и последней жене писателя. «И я чудом ушел из дому. И стал строить новый. И новее всего для меня стало счастье в любви. Я спешил домой, не веря себе. До тех дней я боялся дома, а тут стал любить его. Убегать домой, а не из дому!» – писал он в воспоминаниях. Позже Шварц признавался, что 1929 год стал, возможно, единственно счастливым периодом его жизни: его карьера литератора набирала обороты и производила впечатление настоящего успеха.

В 1931 году ряд писателей оказался под арестом по обвинению в контрреволюционной деятельности, и Евгений Львович старался помочь страдающим. Когда был репрессирован Заболоцкий, Шварц, сам постоянно нуждавшийся в деньгах, поддерживал материально жену поэта и двоих его детей. С 1946-го помогал попавшему в опалу Михаилу Зощенко, от которого тогда отвернулись многие. В 1950 году, в разгар «борьбы с формализмом и космополитизмом», из Ленинградского университета выгнали литературоведа, профессора Бориса Эйхенбаума, и Шварц вместе с писателем Михаилом Козаковым (отцом артиста и режиссера Михаила Козакова), драматургом Израилем Меттером (автором сценария фильма «Ко мне, Мухтар!») и актером Игорем Горбачевым приносили безработному ученому сумки с продуктами.

Шварц признавался в письме к ленинградским режиссерам Акимову и Ремизовой в апреле 1949-го: «У меня есть довольно опасное свойство – желание покоя, свободы, мира и благодати во что бы то ни стало...». А мирно и свободно пожить не давали. Были запрещены пьесы «Голый король» (1933), «Тень» (1940), «Одна ночь» (1942), «Дракон» (1944). В «Драконе» сразу усмотрели и осуждение культа личности, и «религиозные мотивы». В декабре 1954 года на Съезде советских писателей Борис Полевой обвинил Шварца в «отрыве формы от содержания». Народный артист СССР Михаил Жаров подлил масла в огонь, пройдясь вдоль и поперек по «Обыкновенному чуду», не увидев в нем упоминания о «выдающейся роли советского народа в строительстве счастья на земле». И лишь Ольга Берггольц назвала Шварца на этом съезде самобытным, своеобразным и гуманным талантом.

Сам он, как говорилось ранее, предпочитал уходить от любого рода конфликтов, на вопросы о литературной деятельности любил отвечать: «Пишу все, кроме доносов». В 1956-м был издан первый сборник его пьес. По ним снова начали ставить спектакли и в СССР, и за рубежом. Были слава и успех, даже наградили орденом Трудового Красного Знамени.

 

Меня Господь благословил идти,

Брести велел, не думая о цели.

Он петь меня благословил в пути,

Чтоб спутники мои повеселели.

Иду, бреду, но не гляжу вокруг,

Чтоб не нарушить божье повеленье,

Чтоб не завыть по-волчьи вместо пенья,

Чтоб сердца стук не замер в страхе вдруг.

Я человек. А даже соловей,

Зажмурившись, поёт в глуши своей.

Евгений Шварц

 

Здоровье сказочника было, увы, не таким уж сказочным. Шварц перенёс несколько инфарктов. В августе 1957 года, за полгода до смерти, писатель подвел итоги своей жизни следующим образом, совсем неутешительным и несправедливым: «Настоящей ответственной книги в прозе так и не сделал. Я мало требовал от людей, но как все подобные люди, мало и давал. Я никого не предал, не оклеветал, даже в самые трудные годы, выгораживал, как мог, попавших в беду. Но это был значок второй степени. Это не подвиг. И перебирая свою жизнь, ни на чем не могу успокоиться и порадоваться. Дал ли я кому-нибудь счастья?...». (Е. Шварц. Дневники.)

15 января 1958 года великого сказочника не стало на свете. «Как жаль, что он унёс с собой в могилу тайну чудесного сказочника – певца любви, дружбы и человеческой доброты», – писал Юрий Слонимский, историк театра, драматург. Жизнь сказочника окончилась, но сказочная жизнь продолжается: их смотрят и читают и дети, и взрослые, они по-прежнему актуальны.

 

Экранизации по пьесам Шварца и фильмы, в которых он выступил как сценарист

1945 – Зимняя сказка, режиссёр Иван Иванов-Вано https://www.youtube.com/watch?v=QrTw3WxKKNQt=13s

1947 – Золушка, режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро, цветная версия https://www.youtube.com/watch?v=iZ1m1nxLGbs

1948 – Первоклассница, режиссёр Илья Фрэз

1957 – Дон Кихот, режиссёр Григорий Козинцев

1959 – Марья-искусница, режиссёр Александр Роу

1963 – Каин XVIII по сказке «Два друга», режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро

1964 – Сказка о потерянном времени, режиссёр А. Птушко https://www.youtube.com/watch?v=rmyF-XTrHeU

1966 – Снежная королева, режиссёр Геннадий Казанский

1971 – Тень, режиссёр Надежда Кошеверова https://www.youtube.com/watch?v=Ted9HpTG7EE

1978 – Обыкновенное чудо, режиссёр Марк Захаров https://www.youtube.com/watch?v=gZiKrWSzNBo

1988 – Убить дракона, режиссёр Марк Захаров

 

 

 

 

     
 

Последнее обновление:

04/04/2022 10:30 NSK

 

 

 

МКУК ЦБС Ленинского района города Новосибирска, 2013-2023

??????.???????