БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
 
муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска 
«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»
 
 

 

 

БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

 

муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска

«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»

 

 

  

  

Регистрация
Литрес: один клик до книг
Как с нами связаться Как нас найти Как мы работаем

 

 

   

 

  

 

 

 

  Муниципальный портал мэрии г. Новосибирска  Мы ВКонтакте Мы на YouTube

ГЛАВНАЯ

БЕЗУПРЕЧНАЯ ПРАВДА:
О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ-ФРОНТОВИКОВ

К Дню памяти и скорби

 

 



Некрасов Виктор Платонович, около 1945

 

17 июня – день рождения писателя Виктора Платоновича Некрасова, человека непростой судьбы, известного прежде всего как автора одной из лучших книг, написанных о Великой Отечественной войне.

В преддверии 22 июня вспомним страшные и трагические страницы нашего прошлого. Отдадим дань уважения павшим и выжившим. А в лице Виктора Некрасова почтим память писателей фронтового поколения – всех тех, кто сумел открыто рассказать о войне.

 



В. Некрасов, Париж, декабрь 1978

 

В. П. Некрасов – русский писатель, журналист, сценарист, драматург, литературный критик. Человек трагической судьбы, переживший и повидавший многое: как одобрение власти, так и порицание – вплоть до лишения советского гражданства.

 

Оценивать его личность и деятельность можно по-разному, и относиться соответственно. Сам же он превыше всего ценил не «преференции» и материальные блага, а дружбу, честность и порядочность. Неисправимый идеалист, он говорил: «Никогда не иди даже на самый малый компромисс. Тебе только кажется, что он малый».

 

Его главный вклад в русскую литературу – это правдивое и пронзительное свидетельство о войне, которое положило начало одному из литературных направлений под названием «лейтенантской прозы».

 

Родился 4 (17) июня 1911 г. в Киеве. Мать – врач, происходила из дворянского рода, отец – банковский служащий. Любопытно, что русский язык не был Некрасову родным, поскольку семья вернулась в Россию во время Первой Мировой, а первые годы жизни маленький Вика провел за границей. В 1936 г. окончил архитектурный факультет Киевского строительного института. Посещал занятия литературной студии, но его первые опыты были не слишком удачными, также обучался в театральной студии. После института работал актером и театральным художником (в гг. Вятке, Владивостоке и Ростове-на-Дону).

 

ВОЕННЫЕ ГОДЫ – ТОЛЬКО ФАКТЫ

В начале войны Виктор Некрасов служил в окружном Театре Красной Армии в Ростове. Наряду с другими театральными служащими, вызывался отправиться на фронт добровольцем – и ему, единственному из всей труппы, это удалось. В конце августа 1941 г. был призван в армию Кагановичским РВК Ростовской области; как специалист с техническим образованием получил направление в инженерные войска. С 1941 по 1944 гг. служил полковым инженером, заместителем командира сапёрного батальона.

 

В апреле 1942 г. воевал на Юго-Западном фронте под Харьковом, с августа 1942 г. – на Сталинградском фронте. Участник Сталинградской битвы, находился на самом тяжелом участке обороны – Мамаевом кургане*. Награжден медалью «За оборону Сталинграда».

 

* Был автором первого деревянного памятника в Сталинграде на могиле командиров 1047 сп 284 сд, погибших в боях за Мамаев курган. IX.1942 – II.1943. Памятник до наших дней не сохранился.

 

В июле 1943 г. был ранен, с сентября по ноябрь находился в эвакогоспитале. После возвращения на фронт воевал на Украине – в апреле 1944 г. освобождал Одессу – и в Польше. В июле 1944 г. после второго ранения и лечения получил инвалидность. В начале 1945 г. был демобилизован в звании капитана.

 

Награды

• орден Красной Звезды (9.05.1944)

• орден «Знак Почёта» (24.11.1960)

• медаль «За отвагу» (19.02.1943)

• медаль «За оборону Сталинграда» (15.05.1943)

• медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

• юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

 

Полковой инженер 1047-го стрелкового полка 284 стрелковой дивизии старший лейтенант Некрасов
приказом ВС 62 армии № 97/н от 19 февраля 1943 года награжден медалью «За отвагу»
за минирование переднего края обороны и укрепления позиций обороны возле завода Метиз

 

 

http://podvignaroda.ru/?#id=150132519&tab=navDetailManAward

 

Заместитель командира 88-го гвардейского отдельного саперного батальона по строевой части гвардии капитан Некрасов
приказом ВС 8-й гвардейской армии № 221/н от 9 мая 1944 года награжден орденом Красной Звезды
за восстановление двух разрушенных мостов и переправу через реку Западный Буг двух орудий
на построенных силами его подразделения плотах, под исключительным огнем противника

 

 

http://podvignaroda.ru/?#id=30698197&tab=navDetailManAward

 

Произведения о Великой Отечественной войне

 

Повесть «В окопах Сталинграда» (1946)

 

Рассказы: «Рядовой Лютиков» (1948), «Через десять лет» (1952), «Сенька» (1956), «Август-Фридрих-Вильгельм» (1958), «Судак» (1958), «Посвящается Хэмингуэю» (1959), «Три встречи» (1959), «Вторая ночь» (1960), «Вася Конаков» (1961), «Переправа» (1961), «Новичок» (1963), «Случай на Мамаевом кургане» (1965), «Новогодний рассказ» и «Чёртова семёрка» (главы, не вошедшие в повесть «В окопах Сталинграда», 1968), и другие.

 

  

 

Повесть «В окопах Сталинграда» о героической обороне города 1942–1943 гг. – одно из первых произведений, написанных о Великой Отечественной войне – и самое главное из творческого наследия Виктора Некрасова. Это простой и предельно честный рассказ о столкновении с бесчеловечностью военного времени. Фактически – это дневник, документальные записи о пережитом, достоверный взгляд «изнутри» войны – взгляд не стороннего наблюдателя, а непосредственного участника событий.

 

Замысел возник у Некрасова еще в армии. Произведение во многом автобиографично; главный герой – Юрий Керженцев – военный инженер, как и сам Виктор Некрасов. Персонажи повести – живые, реальные люди – и герои, и трусы, и приспособленцы… Жизнь на фронте показана во всем ее многообразии: без прикрас, без идеализации и фанфар, зачастую как тяжелая повседневная работа, изнурительная жизнь в окопах, ежедневное сражение с холодом, обыденностью и жестокостью смерти.

 

Впервые повесть была опубликована под заголовком «Сталинград» в журнале «Знамя» в 1946 г. (№ 8–10); позднее получила название «В окопах Сталинграда»; была одобрена И. В. Сталиным – в 1947 г. по его прямому указанию Некрасову была присуждена Сталинская премия 2-й степени. Примечательно, что деньги писатель отдал на покупку колясок для инвалидов войны. Произведение неоднократно переиздавалось в СССР, общий тираж составил несколько миллионов экземпляров, было переведено на 36 языков, по его мотивам был снят фильм «Солдаты», который получил премию Всесоюзного кинофестиваля.

 

 


Самое страшное на войне – это не снаряды, не бомбы, ко всему этому можно привыкнуть; самое страшное – это бездеятельность, неопределенность, отсутствие непосредственной цели. Куда страшнее сидеть в щели в открытом поле под бомбёжкой, чем идти в атаку. А в щели ведь шансов на смерть куда меньше, чем в атаке. Но в атаке – цель, задача, а в щели только бомбы считаешь, попадет или не попадет.

 

Ночной бой. Самый сложный вид боя. Бой одиночек. Боец здесь все. Инициатива, смелость, инстинкт, чутье, находчивость – вот что решает исход. Здесь нет массового, самозабвенного азарта дневной атаки. Нет чувства локтя. Нет «ура», облегчающего, все закрывающего, возбуждающего «ура». Нет зеленых шинелей. Нет касок и пилоток с маленькими мишенями кокард на лбу. Нет кругозора. И пути назад нет.

 

Просто как-то это всё здесь, на фронте. Был вчера – сегодня нет. А завтра, может, и тебя не будет. И так же глухо будет падать земля на крышку твоего гроба. А может, и гроба не будет, а занесет тебя снегом и будешь лежать, уткнувшись лицом в землю, пока война не кончится.

Книгу высоко оценивали как писатели-фронтовики, так и «старшее поколение», в частности: Василь Быков, Андрей Платонов, Даниил Гранин, Александр Твардовский, Константин Симонов, Илья Эренбург и другие. По отзыву критика Владимира Лакшина: «из „Окопов“ Некрасова, как из „Шинели“ Гоголя, вышла вся наша честная военная проза».

Что такое вообще храбрость? Я не верю тем, которые говорят, что не боятся бомбежек. Боятся, только скрыть умеют. А другие – нет. Максимов, помню, говорил как-то: «Людей, ничего не боящихся, нет. Все боятся. Только одни теряют голову от страха, а у других, наоборот, все мобилизуется в такую минуту и мозг работает особенно остро и точно. Это и есть храбрые люди».

 

Надо на все трезво смотреть. Одним геройством ничего не сделаешь. Геройство геройством, а танки танками.

 

И я лежу, уставившись в потолок, и размышляю о высоких материях, о том, что все в мире относительно, что сейчас для меня идеал – вот эта землянка и котелок с лапшой, лишь бы горячая только была, а до войны мне какие-то костюмы были нужны и галстуки в полоску, и в булочной я ругался, если недостаточно поджаренный калач за два семьдесят давали. И неужели же после войны, после всех этих бомбежек, мы опять... и так далее в том же духе.

 

– А какой вы до войны были, Юра?

Ну что ей ответить? Такой же, как и теперь, только немножко иной. Любил на луну смотреть, и шоколад любил, и в третьем ряду партера сидеть, и сирень, и выпить с ребятами.

 

Бог ты мой, как все это давно было!.. А может, никогда и не было, только кажется…

 

Анализировать прошлое, вернее – дурное в прошлом, имеет смысл только в том случае, когда на основании этого анализа можно исправить настоящее или подготовить будущее.

 

На войне узнаешь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она – как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный. Валега вот читает по складам, в делении путается, не знает, сколько семью восемь, и спроси его, что такое социализм или родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит: слишком для него трудно определяемые словами понятия. Но за эту родину – за меня, Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае – он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны – кулаками, зубами... вот это и есть русский человек. Сидя в окопах, он будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдет до дела – покажет себя. А делить, умножать и читать не по складам всегда научится, было б время и желание…


 

После войны Некрасов вернулся в родной Киев, работал в местной газете, также был спецкором «Литературной газеты». Был избран зам. председателя правления Союза советских писателей Украины.

 

Но позднее судьба писателя изменилась – за свои либеральные взгляды и пренебрежительное отношение к официальным властям он был подвергнут осуждению.

 

В частности, в 1966 г. Некрасов подписал открытое письмо 25 деятелей культуры и науки о недопустимости «частичной или косвенной реабилитации И. В. Сталина», после чего последовала ответная реакция.

 

Ряд произведений Некрасова, например: «Первое знакомство» (1958), «Кира Георгиевна» (1961), «По обе стороны океана» (1962), «Месяц во Франции» (1965) критики и некоторые собратья по перу восприняли отрицательно.

 

На его творчество был наложен негласный запрет. Фильм «Солдаты» надолго убрали из проката. Последняя книга писателя, увидевшая свет в СССР – сборник «В жизни и в письмах» (1971).

 

В 1974 г. Некрасов был вынужден эмигрировать во Францию, позже лишен советского гражданства «за деятельность, несовместимую с высоким званием гражданина СССР». В 1976 г. по приказу Главлита из библиотек стали изымать его книги.

 



Анатолий Гладилин, Булат Окуджава, Владимир Максимов, Виктор Некрасов, Париж, декабрь 1978

 



Владимир Максимов, Мстислав Ростропович, Виктор Некрасов, Париж, 1978

 



Василий Аксенов и Виктор Некрасов, Орлеан, апрель 1983

 

За границей Некрасов работал журналистом в газетах «Русская мысль» (Париж), «Новое русское слово» (Нью-Йорк), журнале «Континент» (1975-1982), на радиостанции «Свобода», также писал и выступал. В 1983 г. стал гражданином Франции. В последние годы жил вместе с женой в пригороде Парижа.

 

Его книги периода эмиграции: «Записки зеваки» (1976), «Взгляд и нечто» (1977), «По обе стороны стены» (1978), «Из дальних странствий возвратясь...» (1979-1981), повесть «Сапёрлипопет, или Если бы да кабы, да во рту росли грибы» (1983). Последним его произведением стала «Маленькая печальная повесть».

 

Виктор Некрасов скончался в возрасте 76 лет в 1987 г. от рака легких. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. К памятнику на его могиле прикреплен осколок снаряда, найденного Некрасовым 40 лет назад на Мамаевом Кургане...

 



Слева – могила В. Некрасова на к
ладбище Сент-Женевьев-де-Буа,
справа – м
емориальная доска в Киеве (ул. Крещатик, 15)

 

 

ЧТО ПОЧИТАТЬ

Произведения Виктора Некрасова вернулись на Родину – к своему читателю только в 90-х годах. Предлагаем вашему вниманию подборку книг из фонда библиотек ЦБС.

 

1. Великая Отечественная война в русской литературе : В. В. Быков, К. Д. Воробьёв, В. П. Некрасов. – Москва : АСТ : Астрель, 2004. – 463 с. – (Библиотека школьника).

2. Война, 1941-1945 : произведения русских и немецких писателей-фронтовиков. – Москва : ПРОЗАиК, 2012. – 684, [3] с.

3. Некрасов, Виктор Платонович (1911-1987). В окопах Сталинграда : роман, рассказы. – Москва : Вече, 2005. – 460, [3] с.

4. Некрасов, Виктор Платонович (1911-1987). В окопах Сталинграда : [повесть, рассказы]. – Москва : Эксмо, 2007. – 509,[2] с. – (Русская классика ХХ века).

5. Некрасов, Виктор Платонович. В окопах Сталинграда : повесть. – Москва : АСТ, 2014. – 414 с. – (S.T.A.L.I.N.G.R.A.D).

6. Некрасов, Виктор Платонович. В самых адских котлах побывал... : сборник повестей и рассказов, воспоминаний и писем. – Москва : Молодая гвардия, 1991. – 446 с. : 8 л. ил.

7. Некрасов, Виктор Платонович. Записки зеваки : роман, повести, эссе. – Москва : Слово, 1991. – 622 с. : портр.

8. Некрасов, Виктор Платонович. И жив остался... : художественная лит-ра. – Москва : Книга, 1991. – 448 с. : ил.

9. Некрасов, Виктор Платонович. Маленькая печальная повесть : проза разных лет. – Москва : Известия, 1991. – 510 с. – (Библиотека «Дружбы народов»).

10. Некрасов, Виктор Платонович. Маленькая печальная повесть : проза разных лет. – Москва : Книжная палата, 1990. – 396 с. : ил. – (Популярная библиотека).

11. Некрасов, Виктор Платонович. По обе стороны океана ; Записки зеваки ; Саперлипопет, или Если б да кабы, да во рту росли грибы... – Москва : Художественная литература, 1991. – 400 с.

 

 

 

Ссылки из открытых интернет-источников

http://podvignaroda.ru/?#id=150132519&tab=navDetailManAward

http://podvignaroda.ru/?#id=30698197&tab=navDetailManAward

https://mosmetod.ru/files/front/front.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Некрасов,_Виктор_Платонович

https://biographe.ru/znamenitosti/viktor-nekrasov

https://rg.ru/2018/02/01/rodina-viktor-nekrasov-stalingrad.html

https://gorky.media/context/zhizn-i-sudba-viktora-nekrasova/

https://fantlab.ru/autor16637

https://biography.wikireading.ru/156616

https://ru.wikipedia.org/wiki/В_окопах_Сталинграда

https://www.polkrf.ru/news/glavnye-sobytiya/voennoe-kino-v-okopah-stalingrada-soldaty-1956-3476/

https://eksmo.ru/selections/25-luchshikh-romanov-i-po0vestey-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-ID4717825/

https://eksmo.ru/interview/v-okopakh-stalingrada-7-tsitat-iz-povesti-viktora-nekrasova-ID6932062/

 

 

     
 

Последнее обновление:

04/10/2022 10:30 NSK

 

 

 

МКУК ЦБС Ленинского района города Новосибирска, 2013-2022

??????.???????