БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
 
муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска 
«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»
 
 

 

 

БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

 

муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска

«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»

 

 

  

  

Регистрация
Литрес: один клик до книг
Как с нами связаться Как нас найти Как мы работаем

 

 

   

 

  

 

 

 

  Муниципальный портал мэрии г. Новосибирска  Мы ВКонтакте Мы на YouTube

ГЛАВНАЯ

«ОН БЫЛ ГЕНИЕМ ЖИЗНИ»


 

24 июля 2022 года исполняется 220 лет со дня рождения Александра Дюма (1802–1870), французского писателя, драматурга и журналиста. «Гением жизни» назвала Дюма его современница, французская писательница Жорж Санд. Он – один из самых читаемых французских авторов, признанный мастер и классик авантюрного приключенческого романа, жанра «плаща и шпаги».*

 

Сложно представить человека, не знакомого с именем писателя и его творчеством. Самыми известными произведениями А. Дюма являются романы: «Три мушкетёра» и «Граф Монте-Кристо», которые принесли ему всемирную славу. Помимо этого, он известен, как публицист и автор пьес, мемуаров, статей и книг о путешествиях, также был талантливым кулинаром.


* «Плащ и шпага» (фр. roman de cape et d'épée) – жанр историко-приключенческой литературы, а также кино и игр, для которого характерны динамичное развитие действия и фехтовальные поединки.

 

Дюма отличался невероятной работоспособностью – мог писать по 12–16 часов в сутки; в полное собрание его сочинений вошло более тысячи томов. Под именем Александра Дюма вышло огромное количество исторических романов, всего опубликовано не менее 100 000 страниц. Но, следует отметить, многие его произведения были написаны, так сказать, в соавторстве. Например, самые значительные из них, такие как: трилогия «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», романы из цикла о Валуа и ряд других, были написаны совместно с Огюстом Маке. Это подтверждают биографы писателя.

 

Последний из его романов увидел свет в 2005 г. Неизвестный неоконченный роман Дюма был обнаружен исследователем К. Шоппом; книга вышла под названием «Шевалье де Сент-Эрмин».

 

Поскольку сын Александра Дюма носил то же имя, и также был литератором, при упоминании Дюма-старшего принято добавлять уточнение «-отец» (фр. pére).

 

Историк Ж. Мишле так характеризовал личность А. Дюма: «Это не человек, а сила природы». О Дюма ходило множество разнообразных, порой самых невероятных, слухов. Он сам регулярно поставлял пищу для домыслов и легенд – в частности, пользовался популярностью у дам. В 1840 г., женившись на актрисе Иде Ферье, продолжал поддерживать связи с другими женщинами. По воспоминаниям современников, писатель был чрезвычайно азартен и склонен к авантюрам, а также различным забавным выходкам.

 

Рассказывают, что однажды ему довелось участвовать в дуэли – тот, кто вытянул несчастливый жребий, должен был застрелиться. Дюма, проиграв, взял пистолет и вышел в другую комнату. Прогремел выстрел. Затем он, как ни в чем не бывало, вернулся обратно, сказав: «Я стрелял, но промахнулся».

 

И даже спустя какое-то время после кончины писателя, некоторые из исследователей его жизни и творчества высказывали сомнения в том, что Дюма действительно умер.

 

А самая сенсационная из гипотез по поводу тайны личности писателя, выдвигаемая его биографами, гласит (ВНИМАНИЕ!): французский литератор А. Дюма и русский поэт А. С. Пушкин – один и тот же человек.

 

 

По мотивам произведений Дюма в мире снято просто невероятное количество фильмов; в этом отношении он уступает только У. Шекспиру. Начиная с 1898 г., создано свыше 200 экранизаций – главным образом, по мотивам приключений мушкетёров и загадочной и трагической истории графа Монте-Кристо.

 

   

 

   

 

 

 

 

Родился А. Дюма 24 июля 1802 года в г. Виллер-Котре, в семье генерала армии Наполеона и дочери хозяина гостиницы. Его бабушка по отцовской линии была рабыней с острова Гаити и имела африканские корни; на 1/4 он был чернокожим и поэтому считался квартероном. Семья была небогатой, и будущему писателю было трудно получить систематическое образование.

 

Однажды кто-то в литературном клубе попытался неудачно подшутить над его происхождением, на что Дюма ответил: «Мой отец был мулатом, моя бабушка была чернокожей, а мои прадедушки и прабабушки были вообще обезьянами. Моя родословная начинается там, где Ваша заканчивается».

 

Еще в молодости он решил попробовать свои силы на литературном поприще – стать драматургом. В возрасте 20 лет, не имевший образования (его главным достоинством – «козырем» тогда был лишь прекрасный почерк и несокрушимое намерение достичь успеха), практически без денег и связей, подобно одному из своих героев – Д’Артаньяну, он перебрался в Париж. Там ему удалось получить должность писца в Пале-Рояле, в канцелярии при герцоге Орлеанском (будущем короле Луи Филиппе).

 

Чтобы компенсировать недостаток формального образования, Дюма много занимался: учебу в университете ему заменило изучение классической литературы, чтение мемуаров и исторических хроник. А чтобы на практике изучить азы драматургии, он посещал театры.

 

Первой его успешной постановкой стала драма в пяти актах «Генрих III и его двор». Премьера спектакля состоялась в 1829 г. в «Комеди Франсез», она имела успех у публики и, несмотря на некоторые недостатки, была тепло встречена литераторами. Ее сочли захватывающей и интересной. Вдохновленный, Дюма создал ряд драм и комедий, также имевших успех.

 


«Была ли его пьеса исторической? Не больше и не меньше, чем романы Вальтера Скотта. История полна тайн. У Дюма всё оказалось ясным и определённым. <...> Впрочем, Дюма и сам отлично понимал, что в действительности все эти приключения были куда более сложными. Но какое это имело для него значение? Он хотел лишь одного – бурного действия. <…> История в обработке Дюма была такой, какой её хотели видеть французы: весёлой, красочной, построенной на контрастах, где Добро было по одну сторону, Зло – по другую. Публика 1829 года, наполнявшая партер, состояла из тех самых людей, которые совершили великую революцию и сражались в войсках империи. Ей нравилось, когда королей и их дела представляли в “картинках героических, полных драматизма и поэтому хорошо им знакомых”».

Андре Моруа


 

В 1830 г. писатель участвовал в событиях Июльской революции – буржуазном перевороте и послереволюционной общественной жизни. В 1832 г. в результате возникших беспорядков он подвергся опале. В одной из газет даже было опубликовано сообщение о том, что он с оружием в руках был схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян. В действительности, чтобы избежать ареста, Дюма на некоторое время уехал в Швейцарию, где работал над своим первым историко-публицистическим очерком «Галлия и Франция».

 

В 1830-х гг. у писателя возник замысел воспроизвести историю Франции XV–XIX веков. Роман «Изабелла Баварская» (1835) стал первым из большого цикла. Исторической основой для него послужили «Хроника времён Карла VI» Ювенала Юрсина и «История герцогов Бургундских» Проспера де Баранта.

 

В 40-е гг. в газетах начинают печататься его историко-приключенческие романы:

  • «Три мушкетера» (1844) и его продолжения – «Двадцать лет спустя» (1845)
    и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (1848–1850);
  • «Граф Монте-Кристо» (1844–1845);
  • «Королева Марго» (1846);
  • «Мадам де Монсоро» (1846);
  • «Две Дианы» (1846);
  • «Сорок пять» (1848)
  • и другие.

 

 

 

 

 

«ТРИ МУШКЕТЁРА» (фр. Les trois mousquetaires) – роман написан вместе с О. Маке; впервые был опубликован в парижской газете Le Siécle в 1844 г. Это так называемый роман-фельетон – традиционный роман с продолжением: глава каждый раз заканчивается на самом интересном месте, чтобы читатель с нетерпением ждал нового выпуска.

 

Книга посвящена приключениям молодого дворянина по имени д’Артаньян, прибывшего в Париж, чтобы стать мушкетёром, и его друзей-мушкетёров – Атоса, Портоса и Арамиса в период между 1625 и 1628 гг.

 

Основой произведения послужили «Воспоминания господина д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетёров» из Марсельской муниципальной библиотеки (кстати, книгу Дюма так и не вернул). В действительности это сочинение писателя Гасьена де Куртиля де Сандра, опубликованное в Кёльне в 1700 г., через 27 лет после смерти мушкетёра. Таким образом, прототипом главного героя был реально существовавший человек, Шарль де Батц-Кастельмор, граф д'Артаньян (р. между 1611 и 1615 – ум. 1673) – доверенное лицо кардинала Мазарини, гасконец и мушкетёр, который погиб при осаде Маастрихта, как и книжный д’Артаньян.

 

«Три мушкетера», иллюстрации

 

 



1894. Автор: Морис Лелуар

 

 

 

 

 


1974. Автор: И. С. Кусков

 

 

«ГРАФ ДЕ МОНТЕ-КРИСТО» (фр. Le Comte de Monte-Cristo) – приключенческий роман, написан также в соавторстве с О. Маке; печатался отдельными выпусками в журнале «Journal des Debats» в 1844–1846 гг. Успех произведения для того времени был сенсационным.

 

Замысел возник у писателя во время путешествия по Средиземному морю, когда он впервые увидел остров Монтекристо и услышал легенду о несметных сокровищах.

 



Остров Монтекристо

 



Марсель, вид на замок Иф

 

У Эдмона Дантеса, главного действующего лица книги, существовал реальный прототип – Франсуа Пико. Основой романа, судя по всему, послужили материалы, которые Дюма нашел в книге французских уголовных дел полицейского архива. Атмосфера повествования там гораздо более прозаичная и страшная, пронизана уголовным колоритом, нет ярких красок и захватывающих приключений. А в остальном, сюжеты имеют очень много совпадений. Но у Дюма главный герой в конце концов отказывается от мести своим завистливым «друзьям» – и выбирает милосердие.

 

«Граф Монте Кристо», иллюстрации

 

 

Вита Нова, 2017. Автор: В. Бритвин

 

 


Азбука-Аттикус, 2021.
Авторы: В. Черны и С. Гудечек

 

 

Дюма много зарабатывал, но и тратил немало. В 1847 г. он построил усадьбу (шато), которую назвал «Замок Монте-Кристо»; там же была устроена писательская студия в готическом стиле «Замок Иф». Правда, прожил писатель там всего несколько лет. За долги дом пришлось продать. Это здание сохранилось; в настоящее время, благодаря усилиям энтузиастов, оно отреставрировано – в нем разместился дом-музей А. Дюма.

 

 

Усадьба «Монте-Кристо»

 

После переворота 1851 г. писатель снова попал в опалу, скрывался от кредиторов в Бельгии, в Брюсселе. Там он начал работать над мемуарами («Мои мемуары»), которые по своим художественным достоинствам не уступают лучшим его произведениям. В 1853 г., после возвращения в Париж, Дюма основал газету «Мушкетёр», в которой воспоминания были опубликованы.

 

В 1850-е гг. Дюма проявлял живой интерес к России. В частности, именно он в своей газете познакомил читателей с романом М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и одой А. С. Пушкина «Вольность». Здесь же были напечатаны его собственные переводы на французский нескольких стихотворений М. Ю. Лермонтова. С помощью Д. В. Григоровича и других русских писателей он осуществил переводы романа И. И. Лажечникова «Ледяной дом», повестей А. А. Бестужева-Марлинского и впоследствии издал их.

 

В 1858–1859 гг. он совершил длительное путешествие по России: из Санкт-Петербурга проследовал вниз по Волге до Астрахани, затем посетил Кавказ. Во время пребывания писателя в России, за всеми его передвижениями следила полиция; надзор в одном из донесений характеризовался как «самое аккуратное секретное наблюдение»; императору Александру II обо всем регулярно докладывал шеф жандармов.

 

Впечатления от поездок и наблюдения за жизнью страны легли в основу его путевых заметок, книг: «Путешествие на Кавказ», «Впечатления о поездке в Россию» «Письма из Санкт-Петербурга» «Из Парижа в Астрахань», всего свыше пяти (или семи) томов; по оценкам, помимо своих художественных достоинств, эти записки отличаются высокой степенью достоверности.

 



Александр Дюма в кавказском костюме,
1860-е гг. Источник: pinterest

 

Забавно, что во время пребывания Дюма на Кавказе во Франции распространились слухи о его смерти, которые, впрочем, вскоре были опровергнуты.

 

В Нижнем Новгороде Дюма познакомился с прототипами его романа о России «Учитель фехтования»** – декабристом И. А. Анненковым и его женой; встреча произвела на писателя большое впечатление.

 


 

** Роман был написан в 1840 г., одна из сюжетных линий посвящена восстанию декабристов. В России книга была под запретом, из соображений цензуры.

 

 

Позже Дюма участвовал в борьбе итальянского национально-освободительного движения – провел в Италии три года, где издавал газету; поддерживал дружеские отношения с Гарибальди.

 

Затем писатель возвратился на Родину, во Францию, где в последние годы жизни работал главным образом над поваренной книгой, озаглавленной «Большой кулинарный словарь».

 

Во время войны между Австрией и Пруссией, он был военным корреспондентом. Известие о поражении французов Дюма воспринял крайне тяжело. После первого инсульта, полупарализованный, он прожил несколько месяцев и скончался 5 декабря 1870 г. Был похоронен в коммуне Виллер-Котре.

 

В 200-ю годовщину со дня рождения, прах Дюма перезахоронили в парижском Пантеоне, где находятся останки выдающихся французских деятелей. До 2002 г., в связи с предрассудками по поводу его происхождения, на это не было разрешения. К месту упокоения литератора сопровождали охранники, переодетые в мушкётеров...

 


Памятник в Париже. 1883

 


 

Трансляция «Литературная карта Франкофонного мира»:

Программа к 220-летию Александра Дюма

 

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино

9 июля 2022 года

 

Директор по развитию Благотворительного фонда Ольги Рубинской «Les Enfants d'Olga» А. Зорина в ходе беседы поделилась своими знаниями со слушателями. Лекция призвана погрузить в исторический контекст и перипетии судьбы великого писателя.

 


 

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дюма,_Александр_(отец)

https://filosoff.org/dumas/

https://fantlab.ru/autor4808?preview=1

https://www.culture.ru/live/broadcast/35164/literaturnaya-karta-frankofonnogo-mira-programma-k-220-letiyu-aleksandra-dyuma

https://kulturologia.ru/blogs/241216/32752/

https://pikabu.ru/story/kak_aleksandr_sergeevich_pushkin_stal_aleksandrom_dyuma_chast_2_dyuma_4376025

https://www.kinopoisk.ru/name/40422/

https://www.kinomania.ru/

https://www.labirint.ru/books/457505/

https://kulturologia.ru/blogs/210518/39010/

https://www.liveinternet.ru/users/vera_-_genetic/post179914738

https://azbooka.ru/books/graf-monte-kristo-v-2-kh-tomakh-komplekt

https://vitanova.ru/katalog/tirazhnie_izdaniya/chitalniy_zal/grafmontekristotom1_2784

https://ru.wikipedia.org/wiki/Три_мушкетёра

https://ru.wikipedia.org/wiki/Граф_Монте-Кристо

https://ru.wikipedia.org/wiki/Монтекристо

https://ru.wikipedia.org/wiki/Монте-Кристо_(усадьба)

https://www.pinterest.at/pin/367184175850935297/

 

 

     
 

Последнее обновление:

04/10/2022 10:30 NSK

 

 

 

МКУК ЦБС Ленинского района города Новосибирска, 2013-2022

??????.???????