БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
 
муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска 
«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»
 
 

 

 

БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

 

муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска

«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»

 

 

  

  

Регистрация
Литрес: один клик до книг
Как с нами связаться Как нас найти Как мы работаем

 

 

   

 

  

 

 

 

  Муниципальный портал мэрии г. Новосибирска  Мы ВКонтакте Мы на YouTube

ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ

Прогулка первая | ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ Часть 1

ПРОЕКТ «ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ N»

N… – НЕИЗВЕСТНЫЙ НОВОСИБИРСК


| день 1 | день 2 | | день 3 | день 4 | день 5 |


ПРОГУЛКА ПЕРВАЯ: ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ. Часть 1

Экскурсовод Рахима Маликовна Федотова

 

Сегодня мы с вами поговорим о той части города Новосибирска, где многие из вас живут, учатся и работают – это Левый берег Оби, широкой, глубокой сибирской реки.

 

Обь – самая протяжённая река в России. Две реки в Алтае – Бия и Катунь – сливаются в одну большую реку Обь. Так Обь начинает свой длинный путь сквозь тайгу, перелески и горные перекаты. Длина Оби – 3650 км. В устье образует Обскую губу и впадает в Карское море.

Сибирские народности ханты и манси дали ей название Ас – «большая река», селькупы звали реку Квай, Еме, Куай. Эти названия означали – «крупная река».

До завоевания Ермаком Сибири край вокруг Оби назывался Обдорским.

Много веков прошло, прежде чем заселялись по берегам реки русские люди, образовывая сёла, посёлки и города.

 

Многие города обязаны своему возникновению мостов через могучую реку. Вот и наш Новосибирск, в прошлом Александровский, затем Новониколаевский посёлок, приобрёл статус города благодаря строительству железнодорожного моста, который связал правый и левый берега Оби.

Главная река Новосибирска – Обь в черте города имеет протяженность 39 км (от Новосибирской ГЭС до о. Медвежий).

 

Мосты Новосибирска

 

Сегодня Новосибирск – это полуторамиллионный мегаполис, столица Сибирского федерального округа, крупный промышленный, транспортный, научный и культурный центр. Строились в разные годы мосты, которые соединили все 10 районов города. (Дзержинский, Железнодорожный, Заельцовский, Калининский, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Советский, Центральный районы).

 

 

Левобережье Новосибирска

 

Левобережье исторически было заселено раньше, чем правая сторона реки; здесь сохранялись старые деревни и посёлки: Малое и Большое Кривощёково, Бугры, Вертково, Ересная, Правые и Левые Чемы и другие. Позже все они войдут в состав города и останутся только в топонимах – от улицы Вертковской до Северо-Чемского жилмассива.

 

План И. И. Загривко

 

В 1920-е годы власти Новосибирска обратили внимание на левый берег Оби. Автор первого генерального плана Новосибирска (1925 г.) – инженер, ученый и естествоиспытатель И. И. Загривко предлагал избегать излишней урбанизации и рекомендовал строить небольшие городки с населением около тридцати тысяч, в центре которых раскинулись бы огромные сады. Этот план он разработал на пятьсот лет вперед.

 

 

Известно, что Иван Иванович Загривко мечтал сделать из Новосибирска город-сад. Эту идею он почерпнул из книги английского утописта Эбенизера Говарда, который выпустил книгу «Города-сады будущего». Но такая идиллия не пришлась «ко времени», и этот план города-сада перекроили в «социалистический город». От этих планов остались ряд домов-комбинатов в первом и втором переулках Пархоменко и две большие зеленые зоны – сад Свободы (ныне сад имени Кирова) и большой парк, в котором сегодня стоит Мемориал Славы.

 

 

90 лет назад

Постановлением ВЦИК от 20 октября 1930 г. образована Заобская часть города Новосибирска (с 1934 г. Кировский район)

 

 

В первую очередь нужно было создать систему водоснабжения, ключевым элементом которой должна была стать водонапорная башня (о ней чуть позже).

Некоторая «изоляция» левого берега от правого существовала в связи с отсутствием транспортного сообщения между берегами. С берега на берег можно было переправиться только на лодках или по понтонному мосту.

Два берега жили к тому же в разных часовых поясах.

На левом берегу проектировался настоящий город, почти независимый от соседнего правобережного Новосибирска, – «Левобережный соцгород».

 

 

И в июле 1942 г. почти случилось разделение городов: Новосибирский обком ВКП(б) принял решение о выделении Кировского района в самостоятельный город областного подчинения. Новый город планировалось назвать Андреевск.

 

 

За время жизни практически одного поколения на месте поселений, пустырей, болот вырос промышленный центр, с населением почти в 450 тысяч человек, с сотнями больших и малых предприятий.

Вместо понтонного моста через Обь был построен мост Коммунальный, а затем и Димитровский. Бездорожье сменила развитая транспортная сеть: сюда протянулись трамвайные пути, троллейбусные сети, сюда дошло метро. Левобережье окончательно утратило статус промышленной окраины.

 

50 лет назад

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 декабря 1970 года создан Ленинский район города Новосибирска путем разделения Кировского района (всей левобережной части города) на два района.

Население Ленинского района (северо-западная часть) составляло 242 тысячи человек, Кировского (южная – Затулинская часть) – 120 тысяч.

7 января 1971 года решением исполкома Новосибирского горсовета граница между районами была установлена по улицам: Новогодняя, Сибиряков - Гвардейцев, Вертковская, Троллейная до окончания Станиславского жилмассива и далее по речке Тула.

 

ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН

 

Ленинский район - один из десяти районов города Новосибирска, третий по величине и самый населённый из них. Территория – 70,3 км².

 

 

Основными магистралями района являются:

   проспект Карла Маркса,

   улица Станиславского,

   улица Титова,

   улица Станционная.

 

Всего по территории района проходит около 400 улиц и переулков, действуют две станции метрополитена.

 

Мы с вами отправимся по маршруту, который начнём с переправы от правого берега к левому и «прогуляемся» по улицам Ленинского района.

Переправиться с берега на берег можно двумя путями: по мосту - наземным путём (с разных точек правого берега – по разным мостам – Коммунальному и Димитровскому); и с помощью метро, т.е. подземным путём – со станции метро «Речной вокзал». Предлагаем с метро начать наше виртуальное путешествие.

 

Ленинская линия метро

 

Ленинская линия – одна из двух действующих линий Новосибирского метрополитена. Является первой линией и обозначается на схемах красным цветом. Введена в эксплуатацию 7 января 1986 года. Первыми станциями, с которых началось строительство 1-го участка метрополитена (12 мая 1979 г.), стали станции «Октябрьская», «Площадь Ленина» и «Студенческая». 6 декабря 1985 года в 8.00 утра от «Октябрьской» до станции «Красный проспект» прошёл первый пробный поезд. А 7 января 1986 года первый участок от «Красного проспекта» до станции «Студенческая» был открыт для пассажиров. Участок от станции «Студенческая» до «Площади Маркса» протяжённостью 1,146 км был запущен 26 июля 1991 года. Со станции метро «Речной вокзал» на левый берег Оби мы сможем попасть по метромосту.

 

Новосибирский метромост

 

Чудо инженерной мысли - Новосибирский метромост, по нему ежедневно проносятся через реку Обь поезда метро Новосибирского метрополитена между станциями «Студенческая» и «Речной вокзал». Семипролётный мост полностью крытый и представляет собой тоннель, нависший над речной гладью. Общая длина составляет 2145 м (из неё речная часть – 896 м). Весит он 6200 т, не считая опор. Самый длинный крытый метромост в мире. Движение поездов открыто 7 января 1986 года, тогда же, когда были запущены первые 5 станций метро в Новосибирске.

 

 

 

Интересные факты о метромосте

 

*Зимой метромост сокращается, а летом растягивается на 50 см, для чего на опорах установлены ролики, относительно продольной оси которых «качается» вся коробчатая конструкция. Изменение длины конструкции объясняется большим перепадом температур.

 

*На прочность мост испытывали солдаты-штрафники.

В ночь проверки метромоста на него вывели четыре состава из пяти вагонов, в каждый из которых солдаты дисбата погрузили по 650 мешков с песком (весом в 50 кг). Общий вес нагрузки достиг 1300 тонн. Поезда сначала несколько раз проехали по мосту, а затем некоторое время постояли на нем. Комиссия не зафиксировала никаких отклонений от нормативного поведения стальных конструкций.

 

*В целях обеспечения безопасности и ограничения доступа посторонних лиц на подходах к кровле левобережной и правобережной галерей метромоста установлены посты полиции.

 

Проехав по метромосту, мы пересекаем широкую Обь и оказываемся на «Студенческой».

 

Станция метро «Студенческая»

 

 

Пятая по счету в первом пусковом комплексе Новосибирского метрополитена и первая станция в левобережной части города. Была принята в эксплуатацию 28 декабря 1985 года. До пуска летом 1991 года станции «Площадь Маркса» была единственной в левобережной части города и, соответственно, имела самый большой пассажиропоток.

На платформе расположены два ряда колонн, облицованных саянским мрамором светлых тонов, что придает строгий архитектурный стиль. Стены облицованы также мрамором светлых тонов.

Станция «Студенческая» в течение почти двадцати лет была печально известной из-за проникновения через потолок и стены грунтовых вод. Во время строительства были некачественно проведены гидроизоляционные работы. Только в 2007 году удалось восстановить эффективную гидроизоляцию.

Почему эту станцию назвали «Студенческой»? Это определено наличием учебных заведений, расположенных поблизости, в том числе крупнейшего в городе Новосибирского технического университета, СибУПК и др.

Выйдем на поверхность и посмотрим, что интересного там.

 

Проспект Карла Маркса

 

Главный проспект Левобережья. Безымянная улица от водонапорной башни до Коммунального моста через Обь была построена в 1950-е годы и названа именем основоположника марксизма в марте 1956 г. за последнее время её унылые фасады превратились в привлекательные, ничуть не уступающие западным строениям маленькие архитектурные шедевры. Появилось множество кафе, фастфудов, ресторанов, офисов и магазинов. Кое-кто уже называет проспект Сибирским Арбатом.

 

 

На проспекте Карла Маркса находятся несколько высших и средних учебных заведений, крупнейшим из которых является Новосибирский государственный технический университет (НЭТИ).

В начале 60-х XX века в шести квартирах жилого дома начались занятия в первом на левом берегу вузе – НЭТИ (НГТУ).

 

 

Если по проспекту вернуться немного назад, пройдя главный корпус СибУПК (Сибирский университет потребительской кооперации), и дойти до остановки «Горская», мы увидим сноуборд-парк.

 

Сноуборд-парк «Горский»

Сноуборд-парк «Горский» расположен недалеко от метромоста, на горнолыжном склоне в районе ул. Горской. Сезон катания: декабрь – март.

Склон на Горской используется для катания сноубордистами и лыжниками уже более 10 лет. Протяженность склона - 200 м, перепад высот – 50м.

Фигуры на склоне рассчитаны на разный уровень катания. Здесь могут отрабатывать трюки не только продвинутые сноубордисты, но и начинающие. На склоне действует 1 бугельный подъемник и 2 бэби-лифта. Предлагаются услуги службы инструкторов. Работает прокат сноубордов и горных лыж, снаряжения. На базе комплекса специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по сноуборду занимается подготовкой спортсменов к соревнованиям самого высокого уровня.

 

Поднимаемся по проспекту к станции «Студенческая» по нечетной стороне… Кинотеатр «Аврора»

Торжественное открытие кинотеатра состоялось 14 февраля 1969 года.

В 1969 году в левобережье насчитывалось уже шесть кинотеатров. Но «Аврора» – кинотеатр особенный: на его экране можно было демонстрировать как обычные, так и широкоэкранные фильмы. Огромный зрительный зал, рассчитанный на 850 мест, располагался амфитеатром. В нем был установлен 31 динамик. Все это давало отличную акустику. Впечатляли и размеры экрана: ширина 22, высота 12 метров.

Самым первым фильмом «Авроры» стала экранизация балета «Спящая красавица».

 

Пройдёмся по проспекту до места, где его пересекает улица Геодезическая, и свернём вдоль корпусов НГТУ.

 

Аллея Шукшина. Стела Шукшина

 

С 1961 по 1974 г. наш город был тесно связан с именем известного писателя, режиссера и актера Василия Макаровича Шукшина. Самые известные литературные произведения, романы «Любавины» и «Я пришел дать вам волю…», сборники рассказов писателя, увидели свет в нашем городе в журнале «Сибирские огни». Здесь, на улице Новогодней в доме № 17, жил и работал в своей мастерской его двоюродный брат художник Иван Попов.

25 июля 2007 года на пересечении улиц Новогодняя и Геодезическая по инициативе творческой интеллигенции города была установлена Алексеем Дьяковым стела на аллее его имени. Аллея расположена вдоль корпусов одного из ведущих вузов Новосибирска – НГТУ. Сам автор стелы говорит «…для меня важным было не то, как изобразить нос Шукшина или что-то ещё, а то, чтобы дух писателя присутствовал на тонком уровне… Моя стела простая, такая же простая как облако, солнце или сам Шукшин».

 

 

Отдохнём, а затем вернёмся к метрополитену (продолжение следует).

 


| день 1 | день 2 | | день 3 | день 4 | день 5 |


 

     
 

Последнее обновление:

04/04/2022 10:30 NSK

 

 

 

МКУК ЦБС Ленинского района города Новосибирска, 2013-2023

??????.???????