БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
 
муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска 
«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»
 
 

 

 

БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

 

муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска

«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»

 

 

  

  

Регистрация
Литрес: один клик до книг
Как с нами связаться Как нас найти Как мы работаем

 

 

   

 

  

 

 

 

  Муниципальный портал мэрии г. Новосибирска  Мы ВКонтакте Мы на YouTube

НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ
«НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»

К юбилею Новосибирской области
В рамках Года культурного наследия народов России

 

СИБИРСКИЕ ЧАЛДОНЫ

 

В современной России чалдоны – вымирающая этническая группа, которая продолжает жить обособленно в далеких сибирских деревнях. Однако по всему Зауралью разбросаны населенные пункты и географические объекты с названием Чалданка, Челдонка, Чалдонка.

 

Происхождение странного слова

 

Лингвисты до сегодняшнего дня не определились с этимологией слова «чалдон», которое для уха современного человека звучит как-то насмешливо и даже с оттенком ругательства.

Слово «чалдон» многим кажется чужеземным. Хотя на самом деле, это слово что ни на есть самое русское.

«Коренные» сибиряки и русские переселенцы относились враждебно по отношению друг к другу. Может, поэтому нам до сих пор трудно воспринимать это слово.

Основные версии происхождения названия таинственного сибирского народа, следующие:

   чалдон – сокращение от словосочетания «человек с Дона»;

   чалдоны – это люди, прибывшие с Дона на челнах (лодках);

   чалдон – это человек с реки. Считается, что река и вода со скифо-сарматских языков переводились как «дон»;

   чалдон – это переселенец в Сибирь с местности между реками Чалкая (Чаля) и Доном.

В некоторых источниках говорится, что чалдон – это коренной житель Сибири. Другие же источники утверждают, что чалдон (употребляется также вариант «челдон») – название первых русских поселенцев в Сибири и их потомков.

Существует также гипотеза, согласно которой обозначение «чалдон» произошло от переселенцев с европейской части, с юга России. В основном, это были казаки.

Ни одна из версий не подтверждается, но есть и более прозаичное мнение.

Слово «чалдон» было впервые пояснено в 1866 году в словаре В. И. Даля (бродяга, беглый, варнак, каторжник) с указанием на заимствование из монгольского языка.

 

Быт и образ жизни чалдонов

 

Русские люди, которых называли чалдонами, осели в Сибири. Они сохранили старый славянский говор, отличались упертостью и верили в языческих богов. По сибирской земле ходила поговорка «Чалдон шапки не ломает». Это означало, что они никогда не были крепостными и всегда держались независимо.

Чалдоны уверены, что их предки жили в Сибири 10–15 поколений до прихода казаков атамана Ермака Тимофеевича, который перешел Каменный пояс (Урал) в 1581 году.

 

Внешне чалдоны – европеоиды со светлыми глазами, однако, в их лицах наблюдаются признаки монголоидности – смуглая кожа, широкие лица, реже узкий разрез глаз. Это связано с наличием смешанных браков с сибирскими аборигенами. За эту особенность от остальных русских чалдоны получили прозвище «желтопупые».

Первые сибирские чалдоны, осваивая бескрайние просторы суровой Сибири, противостояли непростому климату, жили в условиях постоянной угрозы со стороны кочевых народов. Все это закаляло их характер и нравы, сделав их более независимыми, предприимчивыми, осторожными и суровыми.

Свою роль играли и религиозные взгляды чалдонов, которые были язычниками.

В их домах были «красные углы», которые называли «божницами». Там наравне с иконами стояли вырезанные из дерева и кости фигурки божков, в том числе и местных. Когда в Сибирь пришла власть московского царя, то чалдонов, как и староверов, облагали двойной данью, что должно было способствовать их переходу в христианство.

Жили коренные сибиряки в больших избах, состоявших из двух срубов, соединенных в один дом. Считается, что ставить избы чалдоны начали после прихода в Сибирь «самоходов» из «Расеи». До этого они жили в малозаметных полуземлянках и небольших домиках, возведение которых не требует много времени. Чалдоны постоянно передвигались по рекам в поисках охотничьих угодий и рыбы, и строить основательные дома смысла не было. Поначалу чалдоны, в отличие от земледельцев-самоходов, были преимущественно охотниками, рыболовами и промысловиками.

Чалдонские женщины носили черные платки, покрытые красной узорной вышивкой. Молодая незамужняя девушка могла надеть платок ярких цветов, но выйти на люди с непокрытой головой считалось позором.

Во время застолий под божницу (самое почетное место) усаживали стариков и авторитетных общинников. Родственникам и друзьям отводились боковые лавки, а детям и молодежи полагалось сидеть напротив «красного угла». Показательно, что чалдоны даже больших начальников могли усадить на детское место.

В среде чалдонов бытовал запрет мужчине на заход в «женскую половину избы» и кухню. Готовить еду, мыть посуду, варить лекарственные травы и даже наливать мужу кружку с водой полагалось только женщине. В свою очередь ей был табуирован заход на «мужскую половину». Женщинам запрещалось брать в руки косу, молоток, топор и прочие инструменты. Девочкам и мальчикам разрешалось играть вместе, пасти скот и рыбачить. Сидеть женщинам и мужчинам за одним столом не запрещалось, но ели они вместе только по праздникам.

 Чалдоны отличались медлительностью, упрямством, независимым характером, недоверием к власти и безразличием к тому, что не касалось их самих. В Сибири ходила поговорка: «Крыльцо блестит – чалдоны живут». Она означала, что коренные сибиряки добросовестно делают любую работу и постоянно заняты делом.

 

Чалдоны в литературе и искусстве

 

В советское время слово встречается в произведениях самых разных авторов, в том числе и далеких от Сибири. Персонажи по прозвищу Чалдон есть в повестях «Сын полка» В. Катаева, «Черная свеча» В. Высоцкого и Л. Мончинского. Упоминают чалдонов, то есть коренных сибиряков, такие авторы как В. Астафьев и В. Шукшин, хотя и довольно редко.

В сибирской литературе известны также романы с одинаковым названием «Чалдоны»: А. Черноусова, опубликованный в Новосибирске в 1980 г., А. Русанова, напечатанный в Чите в 2002 г., А. Горбунова, вышедшего в 2019 г. в серии «Сибириада».

Кроме того, известна картина «Чалдон» сибирского художника Николая Андреева, написанная в 1923 г. Сейчас она хранится в Художественном музее Новосибирска. С 1989 года существует Государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны». Сорт одного из первых сибирских ранетов, выведенных советскими селекционерами, был назван «Желтый челдон».

 

Послесловие…

 

Между тем, этот некогда многочисленный народ в наше время, увы, считается почти вымершим. Точно неизвестно, сколько осталось в России истинных чалдонов.

В сибирских селах настоящих чалдонов живет очень мало и это, в основном, люди преклонного возраста.

Однако, несмотря на все это, чалдоны не перестали быть русскими, сохранили свое вероисповедание, отношение к самым

главным в жизни вещам.

Считается, что именно из-за своего упрямого характера и язычества чалдонов убрали из истории освоения Сибирского края.

Так кто же такой чалдон? Чалдон – это русский первопроходец, первооткрыватель, проложивший дорогу в Сибирь для всего остального русского народа!

 

Источники:

 

Бережнова, М. Л. Boт повести минувших лет, или Откуда пошли челдоны в земле сибирской : [публ. 2008 г.] / М. Л. Бережнова. – Текст : электронный // Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского : [сайт]. – URL: http://ethnography.omsu.ru/page.php?id=1077 (дата обращения: 04.07.2022).

Гумелёв, В. Ю. Чалдоны – русские аборигены Западной Сибири / В. Ю. Гумелёв, В. В. Елистратов, Д. А. Филиппов. – Текст : электронный // Современные научные исследования и инновации : [электрон. науч.-практ. журн.]. – 2018. – № 6. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/86863 (дата обращения: 04.07.2022).

Тайна сибирских чалдонов. Чем они отличаются от остальных русских : [публ. 23.05.2020 г.]. – Текст : электронный // Сибирский интернет-вестник : [сайт]. – URL: https://sibirselo.ru/istoriya/istoriya-sibiri/tayna-sibirskikh-chaldonov-chem-oni-otli/ (дата обращения 04.07.2022).

Трусов, С. В. Terra incognita – Русь. 11. Общий взгляд на историю сибирских чалдонов, потомков вятычей и самаров (сарматов) с Приднепровья / С. В. Трусов. – Текст : электронный // Этногенез народов : [сайт]. – URL: https://web.archive.org/web/20171228142726/ (дата обращения 04.07.2022).

Трусов, С. В. Terra incognita – Русь. 11. Первые русские насельники Сибири. Ч. 1. О самарах и чалдонах, пришедших в Сибирь задолго до Ермака / С. В. Трусов. – Текст : электронный // Этногенез народов : [сайт]. – URL: https://web.archive.org/web/20171223082116/ (дата обращения 04.07.2022).           

 

Рис. 1 http://www.xn--54-6kcq8ang2exb.xn--p1ai/templates/edisontheme/images/history.jpg

Рис. 2 https://sibirselo.ru/istoriya/istoriya-sibiri/tayna-sibirskikh-chaldonov-chem-oni-otli/

Рис. 3 http://ethnography.omsu.ru/res/page000000001077/Images/img1187.jpg «Чалдон» картина сибирского художника Николая Андреева

Рис. 4 http://ethnography.omsu.ru/res/page000000001077/Images/img1189.jpg

Рис. 5 https://web.snauka.ru/wp-content/uploads/2018/06/10.jpg Традиционное жилье чалдонов – изба-связь

Рис. 6 https://www.livelib.ru/work/1002986982-chaldony-anatolij-chernousov А. Черноусов «Чалдоны»,1980

Рис. 7 https://rusist.info/book/304735 Русанов А. П. «Чалдоны», 2002

Рис. 8 https://sibirselo.ru/istoriya/istoriya-sibiri/tayna-sibirskikh-chaldonov-chem-oni-otli/ Чалдоны из села Окунево Омской области, 1994 год

 


| Часть 1. Город дружбыЧасть 2. Истории заселенияЧасть 3. Сибирские чалдоны |

 

| Часть 4. Ансамбль «Чалдоны» | Часть 5. Праздник Сабантуй | Часть 6. Загадочные езиды |

 

| Часть 7. Белорусская культураЧасть 8. По местаи легенд и сказок |


 

 

     
 

Последнее обновление:

04/04/2022 10:30 NSK

 

 

 

МКУК ЦБС Ленинского района города Новосибирска, 2013-2023

??????.???????