БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
 
муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска 
«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»
 
 

 

 

БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

 

муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска

«Централизованная библиотечная система им. П. П. Бажова Ленинского района»

 

 

  

  

Регистрация
Литрес: один клик до книг
Как с нами связаться Как нас найти Как мы работаем

 

 

   

 

  

 

 

 

  Муниципальный портал мэрии г. Новосибирска  Мы ВКонтакте Мы на YouTube

НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ
«НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»

К юбилею Новосибирской области
В рамках Года культурного наследия народов России

 

ТАКИЕ НЕОБЫЧНЫЕ ЕЗИДЫ

 

Езиды – интересный и загадочный народ. Слово «езид» переводится дословно как «Я видел» (видел Бога). Их вероучение окончательно сложилось к XV в. в процессе сложного межконфессионального синтеза: оно соединило древний зороастризм с элементами иудаизма, христианства, манихейства, ислама. Езидский народ называет свою религию Шарфадин, и считает древнейшим учением мира. Это самая закрытая религия в мире, над ее загадкой ученые-востоковеды бьются не один век.

 

  

 

Предположительно, основы этой религии были заложены около 5 000 лет назад, во времена Вавилонского царства (в языке езидских племен около селения Синджар в Ираке часто встречаются вавилонские слова). О вере и культуре езидов упоминал Пушкин в своем «Путешествии в Арзрум во время похода 1829 года».

 

 Традиционная одежда езидовТрадиционная одежда езидов

 

Традиционная одежда езидов

 

За свои религиозные убеждения езиды на протяжении многих веков притеснялись мусульманами, им и до сих пор приходится защищать себя и свою культуру. Пытаясь сохраниться как народ, они переселялись в страны Европы (в основном, в Германию) и Америки, Армению, Грузию, Россию. Политическое возрождение езидской общины началось после войны в Персидском заливе 1991 г., когда в образованном Курдском автономном районе езидам был предоставлен ряд важных постов в администрации и военных органах.

Раньше у езидов были собственная письменность (их алфавит насчитывал 33 буквы) и литература (священные стихи и религиозные повествования). Но сейчас их письменность забыта, и лишь ученые бьются над ее расшифровкой, а язык передается только устно – от родителей детям. До конца XIX в. езидам запрещалось получать образование.

 

 

Езидский алфавит

 

 

Езидская письменность

 

В настоящее время каноны и религиозные гимны езидов переведены на многие языки мира; считается доказанным существование двух священных книг езидов: «Масхафе Раш» («Черная книга»), описывающая космогонию, историю общины и всего человечества, основные религиозные каноны и обряды, а также «Джилве» («Книга блеска (откровения)»), воспевающая Бога. Возможно, эти небольшие по объему трактаты являются позднейшими интерпретациями древнего священного писания нынешних езидов («Забун» или «Мшур»), свитки которого, согласно преданию, до сих пор тайно хранятся в домах духовных глав общины.

 

 

Езидский храм на севере Ирака

 

Езидский храм на севере Ирака

 

Этот народ не имеет своего государственного образования и живет на территории Турции, Сирии, Ирана, Ирака, Армении и других стран. Родина езидов – Месопотамия. Численность их в мире определяется приблизительно в 2 млн чел., а по оценкам самих езидов – около 3 млн человек. По езидскому календарю сейчас идет 7 996 год, отсчет ведется от великого потопа.

 

 

Важные праздники езидов приходятся на зимний период. Прежде всего, это праздник сотворения мира – Аида Эзида. Он отмечается во второй половине декабря в пятницу. Согласно мифологии езидов, мир был сотворен Богом за семь дней с помощью семерых ангелов, во главе которых стоял Малак-Тавус / Тавуси Малак – Ангел-Павлин. Вслед за праздником творения наступает Аида Шамс – Праздник Солнца.

 

 

 

В феврале езиды отмечают праздник Хыдыр Наби («Хыдыр» – мужское имя собственное, «наби» (набу) – означает «небесный» (ангел, пророк); он представлен в образе всадника на белом волшебном коне – подобно Святому Георгию у христиан). Хидир Наби выступает в качестве ангела-покровителя, который помогает исполнению праведных желаний человека, покровительствует влюбленным и воссоединяет пары.

 

 

Как и многие древние народы, езиды ведут летоисчисление с весны. Новый год – Сарсал отмечается ими в весеннее равноденствие, в марте. Считается, что весной глава ангелов Малак-Тавус по воле Бога наряжает землю и дает ей жизнь. Празднование езидского Нового года напоминает христианскую Пасху. Накануне праздника в семьях красят яйца в яркие красный, желтый и зеленый цвета, символизирующие жизнь и многоцветность мира, и относят их на кладбище как приношение умершим; прежде цветной скорлупой яиц посыпали землю, чтобы она дала богатый урожай. К празднику готовят в каждом доме щедрое угощение, обязательно пекут пирог клоча – кулич начала года, в который прячут монетку или бусину. Кому достанется кусок с «сюрпризом», у того год будет удачным.

 

Празднование Нового года

 

Празднование Нового года

 

В июне езиды поминают предков. В установленный день посещают могилы родственников и делают пожертвования, полагая, что их получают умершие. Уважение к предкам и забота об умерших – одна из важных заповедей ритуальной, обрядовой культуры езидов.

Главный религиозный праздник езидов приходится на конец декабря, на время зимнего солнцеворота, когда день начинает расти, а зима поворачивает на лето. Второй по значимости праздник езидов – день весеннего равноденствия. Все езидские праздники связаны с Солнцем, а так как единственный в мире музей Солнца существует в Новосибирске, то и город этот – особенный.

 

Музей Солнца в Новосибирске

 

Музей Солнца в Новосибирске

 

Широко отмечаются свадьбы, пронизанные символикой единения, богатства, цветения жизни. На свадьбе танцуют национальные езидские танцы: женщины и мужчины, взявшись за мизинцы, ходят по кругу, слегка притопывая.

 

 

Праздники и ритуалы объединяют езидское сообщество и дают ему импульс к развитию.

 

В границах СССР долгое время наиболее многочисленной была езидская община Армении. Тенденция к увеличению количества езидов в России обозначилась в 1986 г., после разрушительного землетрясения в Спитаке и обострения Карабахского конфликта. Конфликты на Ближнем Востоке и в Закавказье в 1990–2000-е годы вновь привели к значительному росту их численности на территории бывшего Советского Союза.

По переписи населения 2002 г. в стране проживали 31,3 тыс. езидов, по переписи 2010 г. – 40 586 чел. В настоящее время на территории Российской Федерации официально зарегистрированы езидские общины в Ярославле, Сургуте, Дмитровграде (Ульяновская область), Туле, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Иркутске, Самарской области. Обычно, когда у езидов проверяют документы, они представляются армянами – но армяне езидам не родственный, а дружественный народ.

В 2009 г. Минюст РФ признал езидизм официальной религией на территории России.

 

***

 

В Новосибирской области и г. Новосибирске сообщество езидов формировалось с 1970–1980-х годов за счет внутрисоюзной миграции. У истоков этого сообщества стояли инженеры, врачи, ученые – молодые специалисты, приезжавшие на работу в Сибирь.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. численность езидов в Новосибирской области составляла 2 507 чел. По данным самих езидов в Новосибирске их около 7 тысяч, а с учетом области – 10 тысяч.

Среди представителей езидской общины города, одной из самых многочисленных в России, есть известные бизнесмены, спортсмены, врачи и деятели культуры. Самым известным для широкой общественности представителем этого народа в регионе является боксер-профессионал Михаил Суренович Алоян, олимпийский призер, выступающий во второй наилегчайшей весовой категории. В 2017 г. езид по национальности Арман Мамеевич Озманян возглавил Заельцовское районное отделение «Единой России» в Новосибирске – он активный член национально-культурного центра «Шамс», занимающегося возрождением езидской культуры, учредитель новосибирской федерации тайского бокса.

 

Сентябрь 2020 г. – выборы в городской Совет депутатов

 

Сентябрь 2020 г. – выборы в городской Совет депутатов

 

В 2011–2017 гг. в Новосибирске существовала областная общественная организация Национально-культурный езидский центр «Очаг езидов». Она входила в состав Ассоциации национально-культурных автономий и национальных организаций г. Новосибирска и Новосибирской области «Содружество».

Так сложилось, что муниципальная школа № 77 Заельцовского района расположена на территории, где проживают семьи езидов, многие из которых слабо владеют русским языком. Около трети учащихся школы говорить по-русски начинают только при поступлении в 1-й класс. В 2003–2004 годах представители национально-культурной городской общественной организации «Шамс» обратились к городским властям Новосибирска с просьбой организовать специализированные начальные классы для адаптирования детей в русскоязычной среде, сохранения и развития национальных традиций благодаря школьным факультативам по родному языку и культуре. На базе новосибирской муниципальной школы № 77 Заельцовского района 1 сентября 2011 г. такой класс был открыт.

 

 

***

 

Новосибирская область относится к числу регионов с высоким интеграционным потенциалом и стабильным межэтническим взаимодействием. Огромный опыт по взаимной адаптации народов области является основой ее дальнейшего развития. Стабильность и диалог, ориентированный на общие перспективы, определяют основные принципы межнациональных отношений в регионе. Национальное многообразие накладывает отпечаток на все сферы жизни горожан и жителей области.

 

Источники:

В Новосибирске создадут спецкласс для учеников-езидов. – Текст : электронный // EZDIXANE.RU : [новост. сайт о езидизме и езидах]. – URL: https://www.ezdixane.ru/2004/08/27/в-новосибирске-создадут-спецкласс-дл/ (дата обращения: 18.06.2022).

В Новосибирске сразу 4 езида участвуют в выборах. – Текст : электронный // Ezidi.news : [независ. информ. портал]. – URL: http://ezidi.news/archives/5669 (дата обращения: 18.06.2022).

Джндоян, З. Езиды среди нас: о жизни в кастах, смешанных браках и поклонении павлину : [интервью] / З. Джндоян ; записала Ю. Островская. – Текст : электронный // ТИА : [сайт]. – URL: https://tvernews.ru/news/210576/ (дата обращения: 18.06.2022).

Езид возглавил районное отделение «Единой России» в Новосибирске. – Текст : электронный // EzidiPress.com : [независ. информ. портал]. – URL: https://www.ezidipress.com/ru/2017/04/04/езид-возглавил-районное-отделение-ед/ (дата обращения: 18.06.2022).

Езиды Новосибирска отправили гуманитарную помощь Донбассу. – Текст : электронный // Ezidi.news : [независ. информ. портал]. – URL: http://ezidi.news/archives/6673 (дата обращения: 18.06.2022).

Езиды. – Текст : непосредственный // Новосибирская область: этноконфес. атлас. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. – Ч. 2: Праздники и фестивали. – С. 84–87 : ил. – То же: Текст : электронный. – URL: https://minregion.nso.ru/sites/minregionnew.nso.ru/wodby_files/files/page_9045/prazdniki_i_festivali.pdf (дата обращения: 18.06.2022).

Зотов, Г. Кровь на крыльях павлина. 100 лет назад был почти уничтожен народ езидов / Г. Зотов. – Текст : электронный // Аргументы и Факты : [интернет-сайт]. – URL: https://aif.ru/society/people/krov_na_krylyah_pavlina_100_let_byl_pochti_unichtozhen_narod_ezidov (дата обращения: 18.06.2022).

Курьянов, Ю. Езиды – солнцепоклонники / Ю. Курьянов. – Текст : электронный // EZDIXANE.RU : [новост. сайт о езидизме и езидах]. – URL: https://www.ezdixane.ru/2004/08/25/qq-4/ (дата обращения: 18.06.2022).

Мутовина, О. Кому они нужны такие / О. Мутовина. – Текст : электронный // Такие дела : [электрон. журн. благотвор. фонда «Нужна помощь»]. – URL: https://takiedela.ru/2019/07/komu-oni-nuzhny-takie/ (дата обращения: 18.06.2022).

Новосибирским детям-езидам власти помогут освоиться в русскоязычной городской среде : [публ. РИА Сибирь от 12.09.2011]. – Текст : электронный // BezFormata : [поисковая система]. – URL: https://novosibirsk.bezformata.com/listnews/novosibirskim-detyam-ezidam-vlasti/1223292/ (дата обращения: 18.06.2022).

Оконишников, А. Тяжелая судьба и странная вера таинственных езидов / А. Оконишников. – Текст : электронный // Честное слово : [сайт общерос. газ.]. – URL: https://chslovo.com/2018/10/24/tyazhelaya-sudba-i-strannaya-vera-tainstvennyh-ezidov/ (дата обращения: 18.06.2022).

Самые влиятельные диаспоры Среднего Урала. Езиды. – Текст : электронный // Европейско-Азиатские новости : [информ. агентство]. – URL: https://eanews.ru/news/society/Samye_vliyatelnye_diaspory_Srednego_Urala_Ezidy_21_11_2018 (дата обращения: 18.06.2022).

Тамоян, Р. А. Езиды: история моего народа : [исслед. работа учащегося шк. № 53 г. Кургана] / Р. А. Тамоян ; науч. рук. В. В. Шарандина. – Текст : электронный // Урок.РФ : [сайт пед. сообщества «Мое образование»] . – URL: https://урок.рф/library/nauchnoissledovatelskaya_rabota_ezidi_istoriya_mo_171018.html (дата обращения: 18.06.2022).

Школа езидов: дети солнца в Сибири. – Текст : электронный // Миртесен : [медиаплатформа]. – URL: https://mt-smi.mirtesen.ru/blog/43368670975/SHkola-ezidov:-deti-solntsa-v-Sibiri (дата обращения: 18.06.2022).

 


| Часть 1. Город дружбыЧасть 2. Истории заселенияЧасть 3. Сибирские чалдоны

 

| Часть 4. Ансамбль «Чалдоны»Часть 5. Праздник СабантуйЧасть 6. Загадочные езиды |

 

| Часть 7. Белорусская культураЧасть 8. По местаи легенд и сказок |


 

     
 

Последнее обновление:

04/04/2022 10:30 NSK

 

 

 

МКУК ЦБС Ленинского района города Новосибирска, 2013-2023

??????.???????