ИНФОРМАЦИОННЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ «НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»
К юбилею Новосибирской области
В рамках Года культурного наследия народов России
ИСТОРИИ ЗАСЕЛЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Новосибирская область образована 28 сентября 1937 г. А что было в прошлом? Кто населял территорию нынешней Новосибирской области в древности? Об этом пойдет рассказ далее.
ИСТОРИЯ 1. ОООЧень древняя
Рисунок В. Д. Славнина
Заселение Сибири началось ещё в ледниковый период и проходило по трём направлениям – из Средней Азии, Восточной Европы и Центральной Азии. До недавнего времени считали, что люди впервые появились в Сибири около 20–30 тысяч лет тому назад. Однако находки, обнаруженные археологами при раскопках на берегу речки Улалинки в Горно-Алтайске, позволили известному советскому ученому академику А. П. Окладникову отодвинуть начало заселения Сибири примерно на 100–200 тысяч лет.
Тогда значительную часть Сибири покрывал ледник. На месте нынешней тайги расстилались тундровые болота, покрытые чахлой полярной ивой и карликовой березкой. Южнее раскинулись бескрайние холодные степи. В тундрах и степях приледниковой области бродили мамонты, сибирские бизоны, северные олени, носороги и другие крупные животные, надежно защищённые от холода густой шерстью.
Археологи обнаружили палеолитическую стоянку древних охотников в Барабинской степи на территории с. Озерки Каргатского района. Каждое племя древних охотников и рыболовов объединяло несколько материнских родовых общин. Женщины – хранительницы домашнего очага играли важную роль в хозяйстве и общественной жизни: они собирали съедобные растения, лепили глиняную посуду, готовили пищу, шили одежду, заботились о детях – продолжателях жизни.
С середины второго тысячелетия до нашей эры, предположительно, из казахских степей в Сибирь проникают более развитые племена. Первый могильник, оставленный пришельцами из южных степей, был обнаружен у старинного села Андроново в Минусинской котловине. Поэтому памятники культуры этих племен получили название андроновских. Следы её найдены и в Новосибирском Приобье – у деревни Вахрушево Коченёвского района. Андроновцы уже знали бронзу и технику литья в формах. Появились люди, занимавшиеся в основном литейным делом. Для остальных мужчин главным занятием стало скотоводство оседлого типа. В стадах преобладал крупный рогатый скот; разводили овец и лошадей. С развитием скотоводства резко увеличилась роль мужчин в хозяйственной и общественной жизни. Начался переход к отцовскому роду.
Следующим этапом в историческом развитии населения области стала сложившаяся на основе андроновской ирменская (карасукская) культура, для которой характерно ещё более широкое использование бронзовых изделий. Памятники этой культуры обнаружены у устья р. Ирмень в Ордынском районе, у села Красный Яр Колыванского района и в Чановском районе. Основой хозяйства оставалось скотоводство. В землянках ирменцы жили лишь зимой. С наступлением тепла они перебирались со скотом на летние пастбища, т.е. было существлён переход к полуоседлому образу жизни.
Бронзовые изделия ирменской культуры
В V веке до нашей эры стали применять железо. К этому времени относятся памятники большереченской культуры (впервые их обнаружили на Большой речке в Алтайском крае). Поселение большереченцев найдено у деревни Чернаково на левом берегу р. Орды, а погребения – в окрестностях сёл Новый Шарап и Ордынское. Селения большереченцев окружали ряды рвов и валов, что говорит об участившихся межплеменных столкновениях из-за пастбищ и скота.
Население Новосибирского Приобья, образовавшееся в результате слияния большереченцев с северными лесными племенами, всё более смешивалось с тюрками, перекочевавшими из южных районов Сибири. Так, во второй половине первого тысячелетия через сибирские степи на запад двинулись алтайские тюрки. Об этом передвижении рассказывают оставленные ими погребения. В результате смешения различных по языку и культуре групп населения в Новосибирском Приобье формировались новые племена.
ИСТОРИЯ 2. Барабинские татары
Рассматриваемая территория с древности являлась зоной взаимодействия угорских, самодийских, тюркских и монголоязычных этнических групп. В результате их смешения и взаимоассимиляции сформировалось весьма сложное по составу население. Примерно в XIII веке в Западную Сибирь началась миграция племён из центральных районов Казахстана и с Алтая, в первую очередь кипчаков. Часть местных племен вынуждена была сместиться к северу, оставшиеся смешалась с тюркскими племенами. Так началось формирование нового этноса сибирских татар, образовавших в Западной Сибири Сибирское ханство. Несмотря на культурные сходства сибирских, астраханских и волго-уральских татар, сибирский тип все же выделяется антропологами как отдельный этнос (их называли «белыми калмыками»).
Барабинские татары (самоназвания – бараба, параба, барама; в литературе также употребляется термин «барабинцы») – этническая группа, компактно расселённая в Центральном Обь-Иртышском междуречье, области, которая издавна называлась по имени занимавшего ее народа Барабой. Представители разных наук единодушны в том, что барабинский этнос имел многокомпонентный состав.
Ранний этнический слой связывается с угорским или самодийским (иначе ненецким) этнолингвистическим ареалом. Давным-давно на территории Западной Сибири жили полуоседлые племена самодийцев, ближайшие родственники селькупов, хантов и манси. Они были рыбаками и охотниками, занимались скотоводством и оленеводством.
В конце 1-го тысячелетия до нашей эры за тысячи километров от этих мест происходили события, которые в корне изменили жизнь этого народа. На землях центральной и северной Монголии и южной Бурятии проживали племена хунну. После поражения от Китая часть хунну двинулась на запад, дойдя до юга Западной Сибири, Средней Азии и Казахстана. Ненцы вынуждены были отойти к побережью Северного Ледовитого океана.
Второй компонент барабинских татар называют тюркским, подразумевая лингвистическое значение этого термина. Но этническое содержание данного компонента остаётся дискуссионным. Одни полагают, что основой тюркского массива в Барабе явились кочевнические группы – выходцы с Алтая, другие – что тюркский компонент сформировался под воздействием кыпчакских племён.
У самих татар на этот счет есть свои легенды. Так, в ауле Белехта Чановского района Новосибирской области этнографической экспедицией Омского университета была зафиксирована следующая легенда: «... Раньше здесь жил народ сибиры (шапыры). Они кочевали, от них остался только один охотник с семьей. От него и пошли барабинские татары. Они назвали эту степь барабинской. А затем народ стал постепенно приходить и назвал местных жителей барабинцами». О народе шапер знали местные жители в ауле Тебисс Чановского района Новосибирской области. О древнем народе сапир рассказывали и в ауле Тандов Барабинского района Новосибирской области.
Барабинские татары, населяющие сейчас Новосибирскую область, стали частью этноса сибирских татар в составе барабинско-чановской, кыштовско-усть-таркской и каргатско-убинской групп.
Всего сейчас сибирских татар насчитывается около 200 тысяч человек. А остальные татары Сибири являются выходцами из районов Поволжья, Приуралья и Узбекистана. Это, прежде всего, бухарские татары, казанские татары, мишари, кряшены и другие группы европейских татар.
ИСТОРИЯ 3. Орские чаты и телеуты
Другой коренной народ Новосибирской области – орские чаты. Это одна из диалектных групп томских татар.
В XVI веке чаты жили в западных районах Барабинской степи и входили в состав Сибирского ханства, будучи вассалами или даже союзниками хана Кучума. После разгрома ханского войска в 1598 году чаты приняли русское подданство и стали платить дань в город Тару, а со строительством города Томска перешли в подчинение к томским воеводам. К концу XVI века чаты переселились в Приобье, а в 1630 году часть их перекочевала в бассейн реки Томь и в район Чёрной речки. В результате образовались две локальные группы – томские и обские (орские) чаты, различия между которыми сформировались во второй половине XVII века.
В настоящее время они компактно проживают на территории Колыванского района Новосибирской области в деревнях Юрт-Ора и Юрт-Акбалык.
Третьим аборигенным народом были телеуты (теленгиты) – потомки тюрков, селькупов и енисейских динлинов. На «чертеже земли томского города» Семена Ремезова, созданной в 1699–1701 годах, южнее реки Ирмень имеется подпись «з[емля] Телеутцкая», а на противоположной стороне Оби южнее Берди: «межа с Телеуцкой землею»... Можно с некоторой долей погрешности, но с большой уверенностью сказать, что на рубеже XVIII века граница Русского царства и Телеутского улуса проходила по южной части современного Новосибирска.
До появления Новосибирской ГЭС деревня Телеутская Землица располагалась рядом с Новосибирским Академгородком на месте Центрального пляжа. В деревне проживало около 200 человек, пасли скот, поклонялись берёзам в священной рощице. После затопления территории деревенька исчезла. Во время переписи 2002 и 2010 годов телеутами в Новосибирской области назвали себя всего 14 человек. Большинство телеутов (около 2 500 человек) живут сейчас в Кемеровской области.
Правый берег Оби не был популярным у русских колонистов, так как там и после ухода теленгитов продолжала стоять крепость одного из подчинявшихся им племён. Руины этого сооружения были описаны ещё в начале прошлого века («Справочник по городу Новониколаевску», Н. П. Литвинов, 1912). Видимо, представители этого племени (русские их звали «чатами») не были дружелюбными, поэтому пионеры русской колонизации предпочитали обживать левый берег, где появились два десятка прижавшихся друг к другу сёл и деревень.
ИСТОРИЯ 4. Челдóны, чалдóны или чолдóны
Что за загадочный народ? Коренные жители или пришлые?
Эта особая история будет рассказана вам в отдельной статье.
ИСТОРИЯ 5. Принятие российского подданства
В XVI веке зауральские земли стали привлекать внимание английских, немецких, голландских купцов и промышленников. Они старательно собирали сведения о районах, лежавших за Уралом, об условиях плавания в Северном Ледовитом океане. Были предприняты попытки проложить морской путь к устью Оби, зайти в низовья, чтобы «войти в дружбу и заключить союз с великим ханом татарским».
Угроза проникновения западноевропейских купцов и промышленников в Сибирь крайне беспокоила русское правительство, и осенью 1581 г. после длительной подготовки Ермак во главе отряда казаков и служилых людей строгановских городков двинулся по р. Чусовой вглубь Сибирского ханства. По численности татары значительно превосходили русских, но ружьям и пушкам могли противопоставить лишь луки и стрелы. Одна из схваток русских с ханом Кучумом произошла на реке Тартас, недалеко от того места, где сейчас находится районный центр Северное. Разгром ханского войска произвел огромное впечатление на местное население. Чаты и барабинцы поспешили добровольно принять русское подданство, так как увидели в Российском государстве силу, способную обеспечить им мирную жизнь и защитить от разорительных вторжений кочевников южных степей. Дальнейшее продвижение русских на юг оказалось невозможным. В Западной Сибири на рубеже лесостепи и степи установилась временная граница Российского государства. Земли барабинцев более столетия оставались пограничными.
Уже с конца XVI века началось массовое переселение в Сибирь жителей европейской части Российского государства. Энергичную деятельность по заселению новоприобретённых земель развернуло само правительство: в Сибирь отправляли «прибранных» (то есть завербованных) царскими воеводами крестьян северных уездов страны, ссыльных, жителей городов (посадских людей). Важную роль в формировании постоянного крестьянского населения сыграли вольные переселенцы. За Урал хлынули государственные, монастырские и помещичьи крестьяне, бежавшие от растущей феодальной эксплуатации. Их привлекали слухи о свободных плодородных землях и вольной жизни.
Так вблизи устья Умревы вырос Умревинский острог (ныне Мошковский район) и появились русские деревни в бассейнах Ояша, Чауса, Ини. Примерно в 1710 г. основано первое русское поселение на территории будущего Новосибирска – деревня Кривощёковская. Её заложил служилый человек по прозвищу Кривощёк, который упоминается в русских документах начала XVIII века. Эта деревня сыграла важную роль в освоении края: выселявшиеся отсюда семьи со временем создали несколько новых деревень по Оби и её притокам.
В 1713 г. на берегу Оби был построен новый Чаусский острог (у современной Колывани), а ещё через три года у устья Берди вырос Бердский острог. Бердские крестьяне и казаки выстроили Белоярскую крепость, обеспечившую успешное освоение плодородных земель Алтая.
Более близкая к нам история заселения региона связана с политикой российской власти и судьбами вольных переселенцев с Украины, Белоруссии и Поволжья, «невольных сибиряков» в кандалах, депортированных и эвакуированных, созидателей новой жизни, целинников и учёных...
Потомки тех переселенцев считают Новосибирскую область своей Родиной. В настоящее время здесь проживают русские и немцы, украинцы и татары, казахи и калмыки, другие большие и малые народы. Миролюбиво относятся друг к другу, и каждый по праву считает эти земли своим домом.
Список литературы
Бараба в тюркское время / В. И. Молодин и др. – Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1988. – 176 с. – Текст : непосредственный.
Голодяев, К. А. Дорусская история [Новосибирской области]. [Ч. 1]:Бараба / К. А. Голодяев. – Текст : электронный// Библиотека сибирского краеведения : [сайт]. – URL: http://bsk.nios.ru/content/dorusskaya-istoriya-baraba (дата обращения: 24.06.2022).
Голодяев, К. А. Дорусская история [Новосибирской области]. [Ч. 2]: русско-телеутская война / К. А. Голодяев. – Текст : электронный// Библиотека сибирского краеведения : [сайт]. – URL: http://bsk.nios.ru/content/dorusskaya-istoriya-russko-teleutskaya-voyna (дата обращения: 24.06.2022).
Миненко, Н. А.История Новосибирской области с древнейших времен до конца XIX в. : [учеб. пособие для 7–8-х кл. шк. Новосиб. обл.] / Н. А. Миненко. – 2-е изд., доп. и перераб. – Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983. – 79 с. : ил. – Текст : непосредственный.
Молодин, В. И. Бараба в эпоху бронзы. – Новосибирск: Наука, 1985. – 200 с.– Текст : непосредственный.
Молодин, В. И. Этнокультурная мозаика в Западной Барабе (эпоха поздней бронзы – переходное время от эпохи бронзы к железному веку. XIV–VIII века до н.э.) / В. И. Молодин. – Текст : непосредственный // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2014. – № 4 (60). – С. 54–63. – URL: https://journal.archaeology.nsc.ru/jour/article/view/107/108 (дата обращения: 24.06.2022).
Селезнёв, А. Г. Барабинские татары: истоки этноса и культуры/ А. Г. Селезнёв. – Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1994. – 176 с. – Текст : непосредственный.